ВВЕДЕНИЕ
XX век
стал веком динамичных изменений в важнейших сферах жизни человека и общества. Стремительное развитие науки и техники, напряженный поиск новых форм в искусстве,
изменение социальных структур,
политических и экономических режимов, жизненных укладов во всех населенных частях света - вот характерные
черты уходящего столетия. Его
символами стали теория относительности и квантовая механика, две мировые войны и атомная бомба,
Октябрьская революция в России,
«холодная война» и падение Берлинской стены, выход человека в космос, компьютерная революция и
техногенные катастрофы.
Развитие философской мысли отразило
ожидания, опасения и надежды
человека XX столетия,
изменения в его мироощущении, во взглядах на собственное место во вселенной. Научные,
социальные, мировоззренческие
проблемы по-своему преломлялись в каждом из философских течений; их представители вступали порой в
ожесточенные споры друг с другом.
В данном пособии содержатся основные сведения
о таких направлениях зарубежной философской
мысли XX века, как «философия науки»,
«философия жизни», феноменология, экзистенциализм, философская герменевтика, неотомизм, прагматизм, фрейдизм
и неофрейдизм, а также философия
техники. При всех различиях между данными направлениями, их объединяет нечто общее. Это глубина содержания и эффектные формы его представления, а также
значительное влияние в мире, - в
том числе и в нашей стране. Кроме того, характерные для них идеи и подходы во многом определяют позиции
участников философских дискуссий на
рубеже второго и третьего тысячелетий.
Материал, изложенный в книге, должен помочь
студентам и аспирантам
(прежде всего, нефилософских специальностей) удовлетворить интерес к современной западной философии
(философия современного Востока
не рассматривалась), познакомиться с новыми именами, сориентироваться в структуре старых и новых
течений, осмыслить и проанализировать
их.
Учебное пособие подготовлено на основе
многолетнего опыта работы
авторов со студентами и аспирантами нефилософских специальностей в Московском государственном
университете им. М.В.Ломоносова и в Марийском государственном техническом университете.
1.
«ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ»
В первые десятилетия XX века
значительным влиянием пользовалось
философское направление, центральным понятием которого было понятие «жизни».
Представители «философии жизни» наделяли слово «жизнь» иным смыслом, чем тот,
который придается ему в повседневном общении людей или в биологической
науке. «Жизнь» трактуется ими не только как
первоначало человеческого бытия, но и как первоначало всего
существующего, как абсолютное начало мира, предшествующее разделению бытия на материю и сознание, пребывающее в нем и
поныне. «Жизнь-первоначало» динамично, активно, разнообразно; оно есть источник
творчества и в мире человеческой деятельности. Жизнь нельзя постичь с помощью органов чувств и разума; она доступна лишь интуиции и переживанию.
«Философия жизни»
возникла в 60-70-х годах XIX века в Германии и Франции. Один
из основоположников этого философского течения -Фридрих Ницше
(1844-1900). В его концепции «жизнь» выступала в форме «воли к власти». Главными представителями «философии жизни»
в XX столетии были Вильгельм Дильтей (1833-1911),
Георг Зим-мель (1858-1918), Анри Бергсон
(1859-1941), Освальд Шпенглер (1880-1936),
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955).
Формирование
и развитие «философии жизни» приходится на период становления и укрепления
индустриального общества в Западной Европе и
США. Это был и период революционных открытий в физике, биологии, что было связано, помимо прочего, с
подтверждением эффективности и
укреплением принципов рационалистического исследования. Авторитет индустриализма и рационализма стал
на долгое время доминантой в
сознании общества.
«Философия жизни»
появляется как реакция на узкую рассудочность,
в рамки которой загонялось сознание того времени; «философия жизни» становилась оппозицией рационалистической
философии и механистическому
естествознанию. Ее представители выступили с резкой критикой сциентизма и
технократизма, углублявших процесс отчуждения личности от культуры и общества. По их мнению, в современную эпоху
разум безнадежно оторван от подлинной жизни, познание жизненного процесса неподвластно ему.
Рассудочно-механистическое познание
и опирающиеся на него науки могут постичь лишь отношения между предметами, причинно-следственные связи, но
не их уникальное «жизненное» своеобразие, не их смысл. Последнее может быть
постигнуто лишь в переживании, в интуиции, в образно-символическом выражении сути предметов. Понимание, проникновение в
смысложизненные, ценностные структуры важнее, чем
рационалистическое исследование
предметов и событий. Некоторые из представителей «философии жизни» пришли к противопоставлению искусства
и науки, философского и научного способов познания.
Одним из ведущих «философов жизни» на рубеже XIX-XX столетий
был В.Дильтей
- немецкий философ, психолог, историк культуры. Главные его произведения:
«Описательная психология» (1894), «Возникновение
герменевтики» (1900), «Сущность философии» (1907), «Структура исторического мира» (1910); им
подготовлена также крупная работа
«Мировоззрение и анализ человека от эпохи Возрождения до Реформации».
Основными научными дисциплинами для Дильтея
стали описательная
(«понимающая») психология, антропология и герменевтика. Эти дисциплины, по его мнению, имеют гораздо
более высокий статус в культуре,
чем собственно науки о культуре. Противоположность первых вторым он формулирует через дихотомию
«понимания» и «объяснения»:
«Природу мы объясняем, духовную жизнь мы понимаем».
Жизнь человека, связанная со сменой
переживаний, есть способ бытия
человека, развивающегося в культурно-исторических формах. Эта жизнь - не просто биологическое существование
человека, но событие или свершение, постоянное разнообразие. В структуре жизни
выделяются три момента: 1) репрезентативный, связанный с возникновением объективного образа мира; 2) «жизненный
опыт», основанный на проверке
жизненных ценностей; 3) волевой момент, высвечивающий принципы действия, посредством которых управляют
жизнью. Жизнь стремится
к поиску единого смысла мира, ценностей и действий.
Дильтей очерчивает группу категорий, способных помочь в
адекватном постижении жизни. Он пишет: «Жизнь в своем своеобразии постигается с помощью категорий, которые чужды познанию
природы... Эти категории не приложимы a priori
к жизни, как чему-то чуждому, а укоренены в сущности самой жизни. Отношение, которое
получает в них абстрактное выражение, - это отношение есть исключительный
пункт, на который направлено понимание жизни...Значение, ценность, цель, развитие, идеал являются такими категориями. В
них взаимосвязь процессов жизни
постижима лишь с помощью категории «значение», а именно значения отдельных компонентов жизни для понимания всего целого, точно так же, как любой этап в жизни
человечества становится понятным
лишь тогда, когда постигается его зависимость от всех остальных.
|