Суббота, 18.05.2024, 18:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Играть

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто on-line? ]
[ Кто нас сегодня посетил ]

Рейтинг@Mail.ru


Каталог файлов

Главная » Файлы » Всё для учёбы » Философия [ Добавить материал ]

А.Л. АЛЕКСЕЕВ Г.М. ПУРЫНЫЧЕВА ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

Добавлять комментарии и скачивать материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
18.10.2010, 14:30

ВВЕДЕНИЕ

XX век стал веком динамичных изменений в важнейших сферах жизни человека и общества. Стремительное развитие науки и техники, напряженный поиск новых форм в искусстве, изменение социальных структур, политических и экономических режимов, жизненных укладов во всех населенных частях света - вот характерные черты уходящего столетия. Его символами стали теория относительности и квантовая механика, две мировые войны и атомная бомба, Октябрьская революция в России, «холодная война» и падение Берлинской стены, выход чело­века в космос, компьютерная революция и техногенные катастрофы.

Развитие философской мысли отразило ожидания, опасения и наде­жды человека XX столетия, изменения в его мироощущении, во взгля­дах на собственное место во вселенной. Научные, социальные, мировоз­зренческие проблемы по-своему преломлялись в каждом из философ­ских течений; их представители вступали порой в ожесточенные споры друг с другом.

В данном пособии содержатся основные сведения о таких направле­ниях зарубежной философской мысли XX века, как «философия нау­ки», «философия жизни», феноменология, экзистенциализм, философ­ская герменевтика, неотомизм, прагматизм, фрейдизм и неофрейдизм, а также философия техники. При всех различиях между данными направ­лениями, их объединяет нечто общее. Это глубина содержания и эф­фектные формы его представления, а также значительное влияние в ми­ре, - в том числе и в нашей стране. Кроме того, характерные для них идеи и подходы во многом определяют позиции участников философ­ских дискуссий на рубеже второго и третьего тысячелетий.

Материал, изложенный в книге, должен помочь студентам и аспи­рантам (прежде всего, нефилософских специальностей) удовлетворить интерес к современной западной философии (философия современного Востока не рассматривалась), познакомиться с новыми именами, сори­ентироваться в структуре старых и новых течений, осмыслить и проана­лизировать их.

Учебное пособие подготовлено на основе многолетнего опыта рабо­ты авторов со студентами и аспирантами нефилософских специально­стей в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова и в Марийском государственном техническом университете.

1. «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ»

В первые десятилетия XX века значительным влиянием пользова­лось философское направление, центральным понятием которого было понятие «жизни». Представители «философии жизни» наделяли слово «жизнь» иным смыслом, чем тот, который придается ему в повседнев­ном общении людей или в биологической науке. «Жизнь» трактуется ими не только как первоначало человеческого бытия, но и как первона­чало всего существующего, как абсолютное начало мира, предшест­вующее разделению бытия на материю и сознание, пребывающее в нем и поныне. «Жизнь-первоначало» динамично, активно, разнообразно; оно есть источник творчества и в мире человеческой деятельности. Жизнь нельзя постичь с помощью органов чувств и разума; она доступ­на лишь интуиции и переживанию.

«Философия жизни» возникла в 60-70-х годах XIX века в Германии и Франции. Один из основоположников этого философского течения -Фридрих Ницше (1844-1900). В его концепции «жизнь» выступала в форме «воли к власти». Главными представителями «философии жиз­ни» в XX столетии были Вильгельм Дильтей (1833-1911), Георг Зим-мель (1858-1918), Анри Бергсон (1859-1941), Освальд Шпенглер (1880-1936), Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955).

Формирование и развитие «философии жизни» приходится на пери­од становления и укрепления индустриального общества в Западной Европе и США. Это был и период революционных открытий в физике, биологии, что было связано, помимо прочего, с подтверждением эффек­тивности и укреплением принципов рационалистического исследова­ния. Авторитет индустриализма и рационализма стал на долгое время доминантой в сознании общества.

«Философия жизни» появляется как реакция на узкую рассудоч­ность, в рамки которой загонялось сознание того времени; «философия жизни» становилась оппозицией рационалистической философии и ме­ханистическому естествознанию. Ее представители выступили с резкой критикой сциентизма и технократизма, углублявших процесс отчужде­ния личности от культуры и общества. По их мнению, в современную эпоху разум безнадежно оторван от подлинной жизни, познание жиз­ненного процесса неподвластно ему. Рассудочно-механистическое по­знание и опирающиеся на него науки могут постичь лишь отношения между предметами, причинно-следственные связи, но не их уникальное «жизненное» своеобразие, не их смысл. Последнее может быть постиг­нуто лишь в переживании, в интуиции, в образно-символическом выра­жении сути предметов. Понимание, проникновение в смысложизненные, ценностные структуры важнее, чем рационалистическое исследо­вание предметов и событий. Некоторые из представителей «философии жизни» пришли к противопоставлению искусства и науки, философско­го и научного способов познания.

Одним из ведущих «философов жизни» на рубеже XIX-XX столетий был В.Дильтей - немецкий философ, психолог, историк культуры. Главные его произведения: «Описательная психология» (1894), «Воз­никновение герменевтики» (1900), «Сущность философии» (1907), «Структура исторического мира» (1910); им подготовлена также круп­ная работа «Мировоззрение и анализ человека от эпохи Возрождения до Реформации».

Основными научными дисциплинами для Дильтея стали описатель­ная («понимающая») психология, антропология и герменевтика. Эти дисциплины, по его мнению, имеют гораздо более высокий статус в культуре, чем собственно науки о культуре. Противоположность первых вторым он формулирует через дихотомию «понимания» и «объясне­ния»: «Природу мы объясняем, духовную жизнь мы понимаем».

Жизнь человека, связанная со сменой переживаний, есть способ бы­тия человека, развивающегося в культурно-исторических формах. Эта жизнь - не просто биологическое существование человека, но событие или свершение, постоянное разнообразие. В структуре жизни выделя­ются три момента: 1) репрезентативный, связанный с возникновением объективного образа мира; 2) «жизненный опыт», основанный на про­верке жизненных ценностей; 3) волевой момент, высвечивающий прин­ципы действия, посредством которых управляют жизнью. Жизнь стре­мится к поиску единого смысла мира, ценностей и действий.

Дильтей очерчивает группу категорий, способных помочь в адекват­ном постижении жизни. Он пишет: «Жизнь в своем своеобразии пости­гается с помощью категорий, которые чужды познанию природы... Эти категории не приложимы a priori к жизни, как чему-то чуждому, а уко­ренены в сущности самой жизни. Отношение, которое получает в них абстрактное выражение, - это отношение есть исключительный пункт, на который направлено понимание жизни...Значение, ценность, цель, развитие, идеал являются такими категориями. В них взаимосвязь про­цессов жизни постижима лишь с помощью категории «значение», а именно значения отдельных компонентов жизни для понимания всего целого, точно так же, как любой этап в жизни человечества становится понятным лишь тогда, когда постигается его зависимость от всех ос­тальных.

18.10.2010, 14:30
Категория: Философия | Добавил: admin
Просмотров: 1028 | Загрузок: 42 | Рейтинг: 1.0/1

Понравилось? Поделись ссылкой с другом...
HTML
BB-Code
Ссылка

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и скачивать материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
*******
Друзья сайта
Наша кнопка
Если вам захочется установить у себя нашу кнопку, мы будем Вам очень благодарны.

Учебники, рефераты




Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz