ПРЕДФИЛОСОФИЯ ЭЛЛАДЫ. ГОМЕР
В ранней древнегреческой истории можно выделить эпохи неолита и бронзы, а
внутри бронзового века - Критское (первая половина второго тысячелетия до н.
э.), Микенское (вторая половина второго тысячелетия до н. э.) и Гомеровское
(начало первого тысячелетия до н. э.) раннеклассовые "азиатообразные" общества.
"Гомеровская Греция" - Эллада после дорийского завоевания - была шагом назад
по сравнению с ахейской Микенской Грецией, частичным возвращением к первобытнообщинному
строю периода его разложения. Поэтому сложившийся в это время гомеровский эпос
- преломление раннеклассового аристократического микенского строя в более примитивном
дорическом сознании. "Гомеровский вопрос" - вопрос об авторстве и происхождении
"Илиады" и "Одиссеи", обычно связываемых с именем Гомера,- выходит за пределы
наших лекций.
Мировоззренческое значение гомеровского эпоса. Этот эпос - прекрасный пример
социоантропоморфического мировоззрения, в котором художественный, мифологический
и религиозный элементы представлены воедино. Но все-таки это больше художественно-мифологическое,
чем религиозно-мифологическое мировоззрение, потому что в центре эпоса люди
или полубоги - герои, боги же находятся на периферии, они соучастники человеческой
драмы, их интересы переплетены с интересами людей. Правда, собственно мировоззренческие
вопросы и сам основной вопрос мировоззрения в гомеровском эпосе затрагиваются
лишь походя. Выявление мировоззренческих вкраплений в художественный текст -
такова первая задача изучающего гомеровский эпос как одну из форм античной предфилософии.
Начала. Проблема начала мироздания во времени - одна из главных проблем мифологического
мировоззрения. Для мифологии проблема начала - это вопрос о космическом родоначальнике
или родоначальниках, сверхъестественной супружеской паре, олицетворяющей те
или иные казавшиеся исходными явления природы. Такую пару Гомер находит в боге
Океане и в богине Тефиде. Океан - "предок богов" (Ил. XIV, 201) 1 /То есть песнь
XIV, строка 201 (Илиада. М. - Л., 1949)./, именно от него "все происходит" (Ил.
XIV, 246). Этот Океан уже значительно демифологизирован и деантропоморфизирован.
В эпосе больше говорится об его естественной, чем об его сверхъестественной
ипостаси. Это опоясывающая землю пресноводная река. Она питает ключи, колодцы
и другие реки. Одним из своих рукавов - Стиксом - Океан протекает через подземное
царство.
Космология. Космология Гомера мифологически примитивна, Мироздание состоит
из трех частеи: неба, земли и подземелья, Небо и подземелье симметричны по отношению
к земле: глубочайшая часть подземелья - Тартар - настолько же удалена от непосредственно
расположенного под землей Аида, насколько вершина неба отстоит от поверхности
земли. Земля - неподвижная круглая плоскость. Небосвод медный. В значительно
меньшем числе случаев он определяется как железный (железо еще только входило
в обиход). Пространство между небосводом и землей наполнено вверху эфиром, а
внизу - воздухом. Небосвод поддерживается столбами. Их охраняет титан Атлант.
Солнце - зто бог Гелиос, Луна - богиня Селена, ее сестра Эос - богиня зари.
Созвездия, погружаясь временами в Океан, омываются в нем и обновляют свой блеск.
Подземелье состоит из Эреба, Аида и Тартара. Вход в Эреб находится за Океаном.
Социоантропоморфизм. В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального
имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические
личности находятся между собой в отношениях кровного родства. Например, бог
сна Гипнос - брат-близнец бога смерти Танатоса, бог ужаса Фобос - сын бога войны
Ареса. Земля, вода и небо (воздух и эфир) олицетворяются братьями Аидом, Посейдоном
и Зевсом. Медицина представлена богом Пеаном, безумие - Атой, мщение - Эриниями,
раздор - Эридой и т. п. Все эти существа уже не полулюди-полузвери, как боги
Древнего Египта. Они полностью антропоморфизированы. Однако рудименты зооморфизма,
звероподобия сохраняются: боги могут принимать образ птиц, Гера представляется
"волоокой", в древнейшем пласте "Одиссеи" сохраняются образы фантастических
существ, сочетающих черты человека и животного.
Человекоподобие богов касается и их нравственных качеств. Моральный уровень
богов низок. Боги телесны, их можно ранить, они испытывают боль. Однако боги
отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием. У них особая кровь. Они
питаются нектаром и амврозией, передвигаются со скоростью мысли. Боги не творцы
мироздания ни в целом, ни в его частях. Они лишь сверхъестественные двойники
естественпых процессов и явлений.
Олимпийская религия. Это официальная религия древнегреческих полисов. Название
происходит от горы Олимп (в Фессалии), на которой, по представлениям древних
греков, обитали боги. Уходящая в облака снежная вершина Олимпа была древним
грекам так же недоступна, как и небо. Главных олимппйских богов было двенадцать.
Это Зевс, его брат Посейдон (другой брат Зевса Аид - бог подземного царства
- на Олимпе не бывал, а потому и не входил в число олимпийцев), сестры Зевса
- богиня домашнего очага Гестия, богиня земного плодородия Деметра, сестра-жена
Зевса Гера, дети Зевса: Афина, Афродита, Аполлон, Гефест, Гермес, Арес, Геба.
Антропология. О происхождении людей в эпосе ничего не говорится. Люди подразумеваются
в противопоставлении богам, Люди краткожизненны и несчастны. Они зависят от
произвола богов. Обязанность людей - приносить богам жертвы, умилостивляя их
и умоляя их о помоши. Однако боги свободны принять жертву или отклонить ее.
При этом боги руководствуются скорее своими страстями, чем разумом и нравствепными
соображениями.
Полианимизм. В человеке различаются тело и три вида духа. Один из них - псюхе.
Зто душа как таковая. Она подобна телу, это его двойник и образ (эйдолон), только
лишенный плотности и непроницаемости. "Псюхе" - начало жизни и источник движения
тела. Она покидает тело после его смерти и перемещается в Аид. Другой вид духа
- "тюмос". Зто аффективно-волевая часть духа. Третий вид - "ноос". Зто ум. "Псюхе"
разлита по всему телу, "тюмос" находится в груди, "ноос" - в диафрагме. Богам
и людям присущи все три вида духовности, животным же - только два пеpвых.
Судьба. Это важнейший момент эпоса. Судьба обозначается древнегреческими словами
"мойра"," морос","ананке" и "айса". Образ судьбы в значительной степени деантропоморфнзирован.
Судьба не поддается ни в какой степени никакому умилостивлению. Она могуществепнее
богов. Взаимоотношение богов представлено в эпосе неоднозначно. Нo преобладает
все же представление о зависимости от судьбы не только людей, но и богов.
Богоборчество. Гомеровский эпос - пример именно художественно-мифологического
мировоззрения. В его центре - жизнь и история людей. Нряду с мыслью о зависимости
людей от богов в эпосе имеются и богоборческие тенденции. Богоборец Диомед раннпт
Афродиту. Он готов сравняться с богами. Брешь между богами и людьми заполняют
герои, полубоги-полулюди. Напоимер, Ахилл - сын царя Пелея и богини Фетиды.
Герои смертны. Они живут среди людей и как люди.
Злементы философии. Элементы философии в гомеровском эпос можно усмотреть
в деантропоморфизации Океана и Судьбы, в подчинении богов безличной cудьбе,
в богоборческих мотивах и в прославлении разумности. Это одно из высших человеческих
качеств. Загробная жизнь хуже земной. В Аиде "псюхе" ведет призрачное существование,
в Аиде "только тени умерших людей, сознанья лишенные реют" (Од. ХI, 475-476).
Ахилл предпочитал бы быть батраком на земле, чем царем в подземелье.
ТЕМА 20. ГЕСИОД
Личность и сочинения. Если Гомер полулегендарен, то Гесиод - историческая
личность. Его произведения - плод индивидуального творчества. Однако в мировоззренческой
части своего творчества Гесиод скорее систематизатор мифов, чем их творец. Он
жил в Беотии в деревне Аскра (неподалеку от Фив). Его отец бежал туда из малоазийской
Эолиды, спасаясь от кредиторов. Оказавшись в Аскре, которую Гесиод называет
"нерадостной", отец поэта стал земледельцем. Сам Геснод - крестьянин с типичной
мелкособственнической психологией. С его именем связывают две поэмы: "Труды
и дни" и "Теогония". Первая - образец художественно-мифологического мировоззрения.
В ней главное внимание уделяется человеку и его нуждам. Мифы о богах выполняют
лишь служебную функцию. В "Трудах и днях" Гесиод рассказывает о своем конфликте
с братом. Сама поэма - наставление Гесиода своему непутевому брату Персу. Тот
промотал свою долю наследства, а потом нагло отсудил себе и долю Гесиода. Гесиод
испытал социальную несправедливость. Отсюда пафос этой поэмы. Гесиод голодал.
Но его спасли честность и трудолюбие. Гесиод призывает своего брата к честному
труду. Он описывает для него цикл земледельческих работ в Беотии.
Вторая поэма - пример религиозно-мифологического мировоззрения. "Теогония"
- повествование о происхождении богов. На нее оказала влияние шумеро-аккадская
"Энума элиш". Так как боги олицетворяют явления природы и общественной жизни,
то это также повествование о происхождении мироздания и людей, о месте последних
среди богов - проявление основного вопроса мировоззрения. Повествование ведется
сначала от имени Гесиода. Он формулирует важнейший мировоззренческий вопрос.
На этот вопрос отвечает не сам Гесиод, а геликонские музы. Таким образом, "Теогония"
в большеи своей части написана от лица Муз.
Социальные вопросы. Если гомеровский эпос - отражение раннеклассовой микенской
героики в более примитивном сознании человека "гомеровской Греции" - выражал
в основном аристократические идеалы, то Гесиод - крестьянин. Он апологет трула.
Он изобретает даже вторую Эриду - богиню трудового соревнования (у Гомера Эрида
- богиня раздора). Время Гесиода позднее времени "Одиссеи" и тем более "Илиады".
В поэме "Труды и дни" Эгейский мир уже был знаком с товарно-денежными, вещными
отношениями. Там вопреки политическому господству аристократии, евпатридов,
ведущих свой род от героев, возрастает экономическое господство богатых. В обыденной
жизни богатство расходится со знатностью. В этом обществе быть бедным стыдно,
тогда как "взоры богатого смелы". Перед крестьянином два пути: или, потеряв
свай клочок земли, стать батраком, или же, разбогатев, скупать чужие участки.
Гесиод признает не всякое богатство. Одно дело богатство, нажитое силой и обманом.
Другое - то, что приобретено честным трудом. Однако этот идеал честного труда
расходится с тем, что Гесиод видит в жизни. Там царит произвол сильного. Антагонистические
отношения внутри этого обиества Гесиод выражает в басне о соловье и ястребе.
А дальше будет хуже. Пророчество Гесиода мрачно: "Правду заменит кулак... Где
сила, там будет и право. Стыд пропадет... От зла избавленья не будет" (Труды
и дни, 185 - 201) 1 /То есть строки 185 - 201 этой лоэмы (Зллинскые поэты. М.,
1963)./. Гесиод выразил имущественное расслоение деревни и распад общииы. Лучшие
времена - "золотой век" - позади.
Пять поколений. Историческая концепция Геспода выражена в легенде о пяти поколениях
людей: золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Золотое и серебряное
относятся ко временам господства отца Зевса Крона, три последних - ко временам
Зевса. Первое поколение было создано "вечными богами" из золота. "Жили те люди,
как боги" (112). последующие поколения были хуже и хуже. Наконец, настало время
железа: "Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью,
ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые дадут им боги" (176
- 178). 3десь ярко отражено начало века железа. Исторический пессемизм Гесиода
- мировоззренческое осознание древнегреческим крестьянином своей социальной
обреченности в paннеклассовом ооществе, когда община распадается, земля стновится
предметом купли продажи. Однако пессимизм Гесиода не беспросветен. Он выражает
желание родитьсл не только раньше, в золотом веке, но и позднее, после гибели
железного поколения. Предвестником этой гибели будет рождение "седых младенцев".
Прометей и Пандора. Прометей - сын титана Иапета - подарил людям огонь. Он
похитил его у 3евса. Зевс наказал Прометея, но огонь у людей отнять не смог
- мысль о необратимости прогресса. Зевс может лишь компенсировать полученное
людьми благо злом. Зевс ненавидит людей. Он приказывает другим богам создать
женщину. Имя этой первой женщины Пандора (т. е. "всеми одаренная"). Она прелестна,
но у нее "двуличная, лживая душа" (68). От нее произошел "жешцин губительный
род" (Теогония, 591) 1 /См.: Эллнские поэты. Пер. В. В. Beресаева. М., 1968./.
Будучи любопытной, Пандора, заглянув в сосуд, где были заключены беды, выпустила
их на волю. Поспешно закрывая крышку, она сумела удержать одну лишь надежду.
Поэтому только одна надежда на лучшее будущее поддерживает людей, одолеваемых
бесчисленными бедами.
Нравственные идеалы. Начало античной этики можно, пожалуй вести от поэмы Гесиода
"Труды и дни". Герои Гомера безнравственны. Taм есть лишь одна добродетель -
мужество и лишь один порок - трусость. Одиссей не затрудняется в выборе средств.
Укоры совести сму неведомы. Он хитер. Свою хитрость Одиссей унаследовал от cвoеro
деда Автолика - обманщика и вора. Позднее, в 5 в. до н. э., Одиссей у Софокла
в пьесе "Филоктет" - "полный негодяй". Это говорит о развитии к тому времени
нравственного сознания эллинов. Такое развитие началось с Гесиода. Именно он
выдвигает тезис о том, что человек тем и отличается от животного, что животное
не знает, что такое добро и что такое зло, а человек знает. Геспод говорит:
Звери... не ведают правды. Людям же правду Кронид даровал - высочайшее благо"
(Труды и дни, 277 - 279). Однако происходящее реальном мире противоречит и человеческой
природе, и закону Зевса.
У Гесиода резко выражено противоречие между сушим и должным. В сущем ситуация
такова, что "нынче ж и сам справедливым я быть меж людьми не желал бы, да заказал
бы и сыну" (там жe, 270 - 272). Разрешить это противоречие Гесиод не может.
У него ведь даже нет идеи загробного воздаяния. Награда и возмездие возможны
только в этом мире. Гесиод рисует образ справедливого государства. Оно процветает.
А несправедливое государство гибнет. Также и на уровне человека "под конец посрамит
гордеца праведный" (217 - 218). Но все это только в долженствовании. Гесиоду
остается лишь выразить надежду, что "Зевс не всегда терпеть это будет" (273).
Реальный же моральный кодекс Гесиода сводится к норме соблюдения меры. Гесиод
учит: "Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай". Для Гесиода - мелкого
собственника-земледельца - это означало соблюдение бережливости, расчет во всем,
трудолюбие. Даже отношение с богами Гесиод подчиняет расчету: "Жертвы бессмертным
богам приноси, сообразно достатку" (336). Реальный моральный кодекс Гесиода
сводится к предписаниям не обижать чужестранца, сирот, старого отца, не прелюбодействовать
с женой брата.
Поэма "Труды и дни" пользовалась в Элладе большим успехом. Она сохранилась
целиком. Для древних греков она была сокровищницей морадьных сентенций и полезных
советов. В ней отчетливо выражена мелкособственническая психология крестьянина-собственника.
"Теогония". Вторая поэма сугубо мифологична. Большая часть текста вложена
в уста Муз, к которым Гесиод в 115-строке поэмы обрашается с вопросом о том,
что в мироздании "прежде всего зародилось". Отвечая на этот мировоззренческий
вопрос, геликонские музы рисуют грандиозную картину космогонии путем изображения
генеалогического древа богов.
Первоначало. У Гесиода находит свое завершение античный мифологический генетизм.
Во второй лекции было сказано, что, будучи не в состоянии объяснить природные
и социальные явления по существу и имея естественную потребность в таком объяснении,
первобытный человек находил объяснеппе в рассказе о происхождении олицетворяющего
то или иное явление существа от других таких же существ путем биологического
рождения - биологический генетизм. Гесиод - не первобытный человек. Но схема
мировоззрения та же. Однако вопрос о происхождении мира достигает у него своего
предельного выражения. Он спрашивает о том, что возникло в мироздании первым.
Мифология обычно отвечает и на этот вопрос, но отвечает стихийно, сам вопрос
его не сформулирован и не осознан. Гесиод же этот вопрос осознал, сформулировал
и поставил. В этом шаг вперед в развитии мировоззрения. Но сама постановка вопроса
по сути мифологична. Гесиода интересует, что первым возникло.
Хаос. Отвечая на вопрос Гесиола, геликонские музы утверждают, что первым возник
Хаос: "Прежде всего во Вселенной Хаос зародился" (Теогония, 116). Но это не
Хаос как беспорядок, а Хаос как зияние. Древнегреческое слово "хаос" происходит
от глагола "хайно" - раскрываюсь, разверзаюсь. Это первичное беcфopменное состояние
мира, зияние между землей и небом. Мифологические корни этого представления
очевидны. Во многих мифологиях отсчет мироздания начинается с разделении неба
и земли, с образования между ними зияния, свободного пространства. У Гесиода
эта последовательность переворачивается, и само зияние между землей и небом
оказывается раньше земли и неба. Хаос Геспода деантропоморфизирован еще больше,
чем Океан Гомера, Абзу шулеров, Нун египтян.
У Гесода есть, однако, подход к идее субстанции. После возникновения мироздания
хаос в виде "великой бездны","хасмы" лежит в основании мироздания. В этой хасме,
говорит Гесиод, "и от темной земли, и от Тартара, скрытого во мраке, и от бесплодной
пучины морской, и от звездного неба все залегают один за другим и концы и начала
страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут" (Теогонпя, 73б - 739). Из
этого видно, что Гесиод в сзоей трактовке первоиачала вплотную подходит к идее
субстанционального первоначала, т. е. к началу философии. Однако он все еше
не философ. Он предфилософ.
Теогония. Он не философ, потому что его космогоническнй процесс - это теогония,
это ряд поколений богов, родившихся после зарождения Хаоса. Интересно, что Гесиод
не говорит, что сам, Хаос породил новое поколение богов. Хаос стоит у Гесиода
несколько особняком. В этом тоже можно заметить зярождение идеи субстанции.
У Гесиода Гея-земля и Уран-небо рождаются не из Хаоса, а после Хаоса.
Эта разорваннссть теологического процесса также говорит о кризисе мифологического
мпровоззренпя у Гесиода. Из теогонии начинает рождаться космогония. Но Гесиод
делает лишь один робкий шаг вперед - в случае Хаоса. Потом он сбивается на теогонию.
Связь между двумя уровнями мировоззрения Гесиод установить не может. Мифологическое
одеяние начинает как бы сползать с мироздания, по приоткрылось только первоначало,
затем мантия мифологии прочно зацепилась за небо и землю.
Вторая н третья ступени теогонии. Вслед за Хаосом зарождается "широкогрудая
Гея", "сумрачный Тартар", "прекряснейший Эрос", "черная Нюкта-ночь" и "угрюмый
Эреб-мрак". Их антропоморфные образы расплывчаты. На третьей ступени теогонии
Гея-земля порождает Урана-небо, а также Нимф и Понт - шумное и бесплодное море.
Эреб-мрак и Нюкта-ночь рождают свои противоположности: Эфир-свет и Гемеру-день.
|