Вл.С.Соловьев
ТРИ
СИЛЫ[1][1]
От начала истории три коренные силы управляли человеческим развитием,
Первая стремится подчинить человечество во всех сферах и на всех степенях его
жизни одному верховному началу, в его
исключительном единстве стремится смешать и слить все многообразие
частных форм, подавить самостоятельность лица, свободу личной жизни. Один господин и мертвая масса рабов — вот
последнее осуществление этой силы. Если бы она получила исключительное
преобладание, то человечество окаменело бы в мертвом однообразии и
неподвижности. Но вместе с этой силой действует другая, прямо противоположная;
она стремится разбить твердыню мертвого единства, дать везде свободу частным формам жизни, свободу лицу и его деятельности; под
ее влиянием отдельные элементы человечества становятся исходными
точками жизни, действуют исключительно из
себя и для себя, общее теряет значение реального существенного бытия, превращается в что-то отвлеченное,
пустое, в формальный закон, а наконец, и совсем лишается всякого смысла.
Всеобщий эгоизм и анархия, множественность
отдельных единиц без всякой внутренней связи — вот крайнее выражение этой силы.
Если бы она получила исключительное преобладание, то человечество распалось бы на свои составные стихии, жизненная связь порвалась
бы и история окончилась войной всех против всех, самоистреблением
человечества. Обе эти силы имеют отрицательный, исключительный характер:
первая исключает свободную множественность частных форм и личных элементов,
свободное движение, прогресс,— вторая столь же отрицательно относится к
единству, к общему верховному началу жизни, разрывает солидарность целого. Если
бы только эти две силы управляли историей человечества, то в ней не было бы
ничего кроме вражды и борьбы, не было бы никакого положительного содержания; в
результате история была бы только механическим движением, определяемым двумя противоположными силами и
идущим по их диагонали. Внутренней
целости и жизни нет у обеих этих сил, а следовательно, не могут они ее дать и человечеству. Но человечество не есть мертвое
тело, и история не есть механическое движение, а потому необходимо
присутствие третьей силы, которая дает положительное содержание двум первым,
освобождает их от их исключительности, примиряет единство высшего начала с
свободной множественностью частных форм и элементов, созидает, таким образом,
целость общечеловеческого организма и дает ему внутреннюю тихую жизнь. И
действительно, мы находим в истории всегда совместное действие трех этих сил,
и различие между теми и другими историческими эпохами и культурами заключается
только в преобладании той или другой силы, стремя- : щейся к своему
осуществлению, хотя полное осуществление для двух первых сил, именно вследствие
их исключительности,— физически невозможно.
Оставляя в стороне древние времена и ограничиваясь современным
человечеством, мы видим совместное существование трех исторических миров, трех
культур, резко между собою различающихся,— я разумею мусульманский Восток,
Западную цивилизацию и мир Славянский: все, что находится вне их, не имеет
общего мирового значения, не оказывает прямого влияния на историю человечества.
В каком же отношении стоят эти три культуры к трем коренным силам
исторического развития? Что касается мусульманского Востока, то не подлежит никакому сомнению,
что он находится под преобладающим влиянием первой силы — силы исключительного
единства. Все там подчинено единому началу религии, и притом сама эта религия
является с крайне исключительным характером, отрицающим всякую множественность
форм, всякую индивидуальную свободу. Божество в исламе является абсолютным
деспотом, создавшим по своему произволу мир и людей, которые суть только слепые
орудия в его руках; единственный закон бытия для Бога есть Его произвол, а для
человека — слепой неодолимый рок. Абсолютному могуществу в Боге соответствует в
человеке абсолютное бессилие. Мусульманская религия прежде всего подавляет лицо,
связывает личную деятельность, вследствие же этого, разумеется, все проявления
и различные формы этой деятельности задерживаются, не обособляются, убиваются в
зародыше. Поэтому в мусульманском мире все сферы и степени общечеловеческой
жизни являются в состоянии слитности, смешения, лишены самостоятельности относительно
друг друга и все вместе подчинены одной подавляющей власти религии. В сфере
социальной мусульманство не знает различия между церковью/ государством и собственно
обществом или земством. Все социальное тело мусульманства представляет сплошную
безразличную массу, над которой возвышается один деспот, соединяющий в себе и
духовную и светскую высшую власть. Единственный кодекс законов, определяющий
все церковные, политические и общественные отношения, есть Алкоран;
представители духовенства суть вместе с тем и судьи; впрочем, духовенства в собственном
смысле нет, так же как нет и особенной гражданской власти, а господствует
смешение того и другого. Подобное же смешение господствует и в области теоретической
или умственной: в мусульманском мире/ собственно говоря, совсем не существует
ни положительная наука, ни философия, ни настоящая теология, а есть только
какая-то смесь из скудных догматов Корана, из отрывков кой-каких философских
понятий, взятых у греков, и некоторых эмпирических сведений[2][2]. Вообще же вся умственная сфера в мусульманстве не
различилась, не обособилась от практической жизни, знание имеет здесь только
утилитарный характер, самостоятельного же теоретического интереса не
существует. Что касается до искусства, до художественного творчества, то и оно
точно так же лишено всякой самостоятельности и крайне слабо развито, несмотря
на богатую фантазию восточных народов: гнет одностороннего религиозного начала
помешал этой фантазии выразиться в объективных идеальных образах. Ваяние и
живопись, как известно, прямо запрещены Кораном и не существуют совсем в мусульманском
мире. Поэзия не пошла здесь дальше той непосредственной формы, которая
существует везде, где есть человек, то есть лирики[3][3]. Что же касается до музыки, то на ней особенно
ясно отразился характер исключительного монизма; богатство звуков европейской
музыки совершенно непонятно для восточного человека: самая идея музыкальной
гармонии для него не существует, он видит в ней только разногласие и произвол,
его же собственная музыка (если только можно называть это музыкой) состоит
единственно в монотонном повторении одних и тех же
нот.......
|