Среда, 27.11.2024, 13:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Играть

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто on-line? ]
[ Кто нас сегодня посетил ]

Рейтинг@Mail.ru


Каталог файлов

Главная » Файлы » Всё для учёбы » Психология [ Добавить материал ]

Конрад Лоренц. Агрессия

Добавлять комментарии и скачивать материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
30.11.2010, 01:19
ПРЕДИСЛОВИЕ

Один мой друг, взявший на себя труд критически прочитать рукопись
этой книги, писал мне, добравшись до ее середины: "Вот уже вторую главу
подряд я читаю с захватывающим интересом, но и с возрастающим чувством
неуверенности. Почему? Потому что не вижу четко их связи с целым. Тут ты
должен мне помочь". Критика была вполне справедлива; и это предисловие
написано для того, чтобы с самого начала разъяснить читателю, с какой
целью написана вся книга и в какой связи с этой целью находятся от-
дельные главы.
В книге речь идет об агрессии, то есть об инстинкте борьбы, направ-
ленном против собратьев по виду, у животных и у человека. Решение напи-
сать ее возникло в результате случайного совпадения двух обстоятельств.
Я был в Соединенных Штатах. Во-первых, для того, чтобы читать психоло-
гам, психоаналитикам и психиатрам лекции о сравнительной этологии и фи-
зиологии поведения, а во-вторых, чтобы проверить в естественных условиях
на коралловых рифах у побережья Флориды гипотезу о боевом поведении не-
которых рыб и о функции их окраски для сохранения вида, - гипотезу,
построенную на аквариумных наблюдениях. В американских клиниках мне
впервые довелось разговаривать с психоаналитиками, для которых учение
Фрейда было не догмой, а рабочей гипотезой, как и должно быть в любой
науке. При таком подходе стало понятно многое из того, что прежде вызы-
вало у меня возражения из-за чрезмерной смелости теорий Зигмунда Фрейда.
В дискуссиях по поводу его учения об инстинктах выявились неожиданные
совпадения результатов психоанализа и физиологии поведения. Совпадения
существенные как раз потому, что эти дисциплины различаются и постанов-
кой вопросов, и методами исследования, и - главное - базисом индукции.
Я ожидал непреодолимых разногласий по поводу понятия "инстинкт смер-
ти", который - согласно одной из теорий Фрейда - противостоит всем жиз-
неутверждающим инстинктам как разрушительное начало. Это гипотеза, чуж-
дая биологии, с точки зрения этолога является не только ненужной, но и
неверной. Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявле-
ниями "инстинкта смерти", - это такой же инстинкт, как и все остальные,
и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и
вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил ус-
ловия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным
последствиям; но аналогично - хотя не столь драматично - обстоит дело и
с другими инстинктами. Начав отстаивать свою точку зрения перед
друзьями-психоаналитиками, я неожиданно оказался в положении человека,
который ломится в открытую дверь. На примерах множества цитат из статей
Фрейда они показали мне, как мало он сам полагался на свою дуалистичес-
кую гипотезу инстинкта смерти, которая ему - подлинному монисту и меха-
нистически мыслящему исследователю - должна была быть принципиально чуж-
дой.
Вскоре после того я изучал в естественных условиях теплого моря ко-
ралловых рыб, в отношении которых значение агрессии для сохранения вида
не вызывает сомнений, - и тогда мне захотелось написать эту книгу. Это-
логия знает теперь так много о естественной истории агрессии, что уже
позволительно говорить о причинах некоторых нарушений этого инстинкта у
человека. Понять причину болезни - еще не значит найти эффективный спо-
соб ее лечения, однако такое понимание является одной из предпосылок те-
рапии.
Я чувствую, что мои литературные способности недостаточны для выпол-
нения стоящей передо мной задачи.
Почти невозможно описать словами, как работает система, в которой
каждый элемент находится в сложных причинных взаимосвязях со всеми ос-
тальными. Даже если объяснять устройство автомобильного мотора - и то не
знаешь, с чего начать. Потому что невозможно усвоить информацию о работе
коленчатого вала, не имея понятия о шатунах, поршнях, цилиндрах, клапа-
нах... и т.д., и т.д.
Отдельные элементы общей системы можно понять лишь в их взаимо-
действии, иначе вообще ничего понять нельзя.
И чем сложнее система - тем труднее ее исследовать и объяснить; между
тем структура взаимодействий инстинктивных и социально-обусловленных
способов поведения, составляющих общественную жизнь человека, несомненно
является сложнейшей системой, какую мы только знаем на Земле. Чтобы
разъяснить те немногие причинные связи, которые я могу - как мне кажется
- проследить в этом лабиринте взаимодействий, мне волейневолей приходит-
ся начинать издалека. К счастью, все наблюдаемые факты сами по себе ин-
тересны. Можно надеяться, что схватки коралловых рыб из-за охотничьих
участков, инстинкты и сдерживающие начала у общественных животных, напо-
минающие человеческую мораль, бесчувственная семейная и общественная
жизнь кваквы, ужасающие массовые побоища серых крыс и другие порази-
тельные образцы поведения животных удержат внимание читателя до тех пор,
пока он подойдет к пониманию глубинных взаимосвязей.
Я стараюсь подвести его к этому, по возможности, точно тем же путем,
каким шел я сам, и делаю это из принципиальных соображений. Индуктивное
естествознание всегда начинается с непредвзятого наблюдения отдельных
фактов; и уже от них переходит к абстрагированию общих закономерностей,
которым все эти факты подчиняются. В большинстве учебников, ради крат-
кости и большей доступности, идут по обратному пути и предпосылают "спе-
циальной части" - "общую". При этом изложение выигрывает в смысле обоз-
римости предмета, но проигрывает в убедительности. Легко и просто снача-
ла сочинить некую теорию, а затем "подкрепить" ее фактами; ибо природа
настолько многообразна, что если хорошенько поискать - можно найти убе-
дительные с виду примеры, подкрепляющие даже самую бессмысленную гипоте-
зу.
Моя книга лишь тогда будет по-настоящему убедительна, если читатель -
на основе фактов, которые я ему опишу, - сам придет к тем же выводам, к
каким пришел я.
Но я не могу требовать, чтобы он безоглядно двинулся по столь тернис-
тому пути, потому составлю здесь своего рода путеводитель, описав вкрат-
це содержание глав.
В двух первых главах я начинаю с описания простых наблюдений типичных
форм агрессивного поведения; затем в третьей главе перехожу к его значе-
нию для сохранения вида, а в четвертой говорю о физиологии инстинктивных
проявлений вообще и агрессивных в частности - достаточно для того, чтобы
стала ясной спонтанность их неудержимых, ритмически повторяющихся проры-
вов. В пятой главе я разъясняю процесс ритуализации и обособления новых
инстинктивных побуждений, возникающих в ходе этого процесса, - разъясняю
в той мере, насколько это нужно в дальнейшем для понимания роли этих но-
вых инстинктов в сдерживании агрессии. Той же цели служит шестая глава,
в которой дан общий обзор системы взаимодействий разных инстинктивных
побуждений. В седьмой главе будет на конкретных примерах показано, какие
механизмы "изобрела" эволюция, чтобы направить агрессию в безопасное
русло, какую роль при выполнении этой задачи играет ритуал, и насколько
похожи возникающие при этом формы поведения на те, которые у человека
диктуются ответственной моралью. Эти главы создают предпосылки для того,
чтобы можно было понять функционирование четырех очень разных типов об-
щественной организации. Первый тип - это анонимная стая, свободная от
какой-либо агрессивности, но в то же время лишенная и личного самосозна-
ния, и общности отдельных особей.
Второй тип - семейная и общественная жизнь, основанная лишь на ло-
кальной структуре защищаемых участков, как у кваквы и других птиц, гнез-
дящихся колониями.
Третий тип - гигантская семья крыс, члены которой не различают друг
друга лично, но узнают по родственному запаху и проявляют друг к другу
образцовую лояльность; однако с любой крысой, принадлежащей к другой
семье, они сражаются с ожесточеннейшей партийной ненавистью. И наконец,
четвертый вид общественной организации - это такой, в котором узы личной
любви и дружбы не позволяют членам сообщества бороться и вредить друг
другу. Эта форма сообщества, во многом аналогичного человеческому, под-
робно описана на примере серых гусей.
Надо полагать, что после всего сказанного в первых одиннадцати главах
я смогу объяснить причины ряда нарушений инстинкта агрессии у человека,
12-я глава - "Проповедь смирения" - должна создать для этого новые пред-
посылки, устранив определенное внутреннее сопротивление, мешающее многим
людям увидеть самих себя как частицу Вселенной и признать, что их
собственное поведение тоже подчинено законам природы. Это сопротивление
заложено, во-первых, в отрицательном отношении к понятию причинности,
которое кажется противоречащим свободной воле, а во-вторых, в духовном
чванстве человека. 13-я глава имеет целью объективно показать современ-
ное состояние человечества, примерно так, как увидел бы его, скажем, би-
олог-марсианин. В 14-й главе я пытаюсь предложить возможные меры против
тех нарушений инстинкта агрессии, причины которых мне кажутся уже понят-
ными...............

30.11.2010, 01:19
Категория: Психология | Добавил: admin
Просмотров: 663 | Загрузок: 23 | Рейтинг: 0.0/0

Понравилось? Поделись ссылкой с другом...
HTML
BB-Code
Ссылка

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и скачивать материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
*******
Друзья сайта
Наша кнопка
Если вам захочется установить у себя нашу кнопку, мы будем Вам очень благодарны.

Учебники, рефераты




Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz