Воскресенье, 19.05.2024, 04:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Играть

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто on-line? ]
[ Кто нас сегодня посетил ]

Рейтинг@Mail.ru


Каталог файлов

Главная » Файлы » Всё для учёбы » Психология [ Добавить материал ]

Петр Штомпка социология Анализ современного общества Перевод с польского СМ. Червонной

Добавлять комментарии и скачивать материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
10.10.2012, 16:20
После того, как почти 30 лет у нас не было отечественного оригинального
учебника социологии, Польша наконец сможет располагать произведением,
выдающимся во всех отношениях, представляющим собой основной академический
текст, которым смогут пользоваться как студенты вузов, так и учащиеся
лицеев. Этот труд отличается поразительной систематичностью в изложении
материала, элегантным, легко доступным языком и мастерством
выпуклой характеристики наиболее сложных общественных явлений
Анджей Койдер, профессор Варшавского университета
Автор является прославленным знатоком социологической теории, как классической,
так и современной. И он блистательно использует свою эрудицию, обращая
свой взор к теоретическим вершинам, тогда как они служат ему для описания
и понимания действительности. Изучение данного учебника позволит познакомиться
с основными общественными явлениями, с фигурами крупнейших
социологов, наконец, с наиболее важными дискуссиями среди социологов.
Марек Жюлковски, профессор Университета имени Адама Мицкевича
Оглавление
Н.Е. Покровский. Предназначение социологии i—vii
Глава 1. Социология и общество 11
Знание об обществе и социология 11
Социология как наука 17
Общество - предмет социологии 24
Многомерность социальных ситуаций 29
Личность в обществе - социальный контекст 32
Социологическое воображение и язык социологии 35
Важнейшие понятия и термины 37
Рекомендуемая литература 38
Часть I
АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Глава 2. От поведения к социальным действиям 41
Поведение 42
Действие 44
Социальная деятельность 50
Социальные действия 53
Важнейшие понятия и термины 62
Рекомендуемая литература 63
Глава 3. От социальных действий к взаимодействию 64
Совместные действия, или социальный контакт 64
Анатомия социального взаимодействия 66
Четыре теории взаимодействия 73
От простых взаимодействий до сети взаимодействий 83
Важнейшие понятия и термины 85
Рекомендуемая литература 86
Глава 4. От взаимодействия к социальным отношениям 87
Повторяющееся и регулярное взаимодействие 87
От регулярного взаимодействия к регулируемому 88
Социальные отношения 89
Типы общественных отношений 95
Континуум проявлений человеческой активности 108
Важнейшие понятия и термины 112
Рекомендуемая литература 114
Глава 5. От социальных отношений к организации 115
Социальная среда 115
Социальный круг 117
Статусный набор 120
Последовательность статусов 125
Социальная организация 129
Важнейшие понятия и термины 136
Рекомендуемая литература 138
Глава 6. От организации к социальной структуре 139
Структура как социальная форма 140
Структурная детерминация 144
Четыре аспекта структуры 147
Динамика структур 149
Важнейшие понятия и термины 151
Рекомендуемая литература 152
Глава 7. От массовых действий к социальным движениям 153
Массовое общество 153
Массовые действия 154
Коллективное поведение 157
Коллективные действия 160
Социальные движения 163
Динамика социальных движений 171
Важнейшие понятия и термины 181
Рекомендуемая литература 183
Часть II
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
Глава 8. От множества индивидов к социальной группе 187
Черты, формирующие группу 188
Разновидности социальных общностей 190
Моральная связь - содержание и радиус действия 195
Патология моральной связи 197
Феномен одновременного участия 199
Организованные группы 200
Типы общностей и динамика их кристаллизации 202
Важнейшие понятия и термины 205
Рекомендуемые книги 207
Глава 9. Разновидности социальных групп 208
Объективные критерии классификации 208
Субъективные критерии классификации 224
Синтетическая типология групп 231
Важнейшие понятия и термины 236
Рекомендуемая литература 238
Часть III
КУЛЬТУРА
Глава 10. Культура как социологическое понятие 241
Разнообразие способов жизни и «социальные факты» .....241
Понятие культуры 245
Сферы культурного регулирования 251
«Анатомия» культуры 253
Культурные универсалии 255
От этноцентризма к «политической корректности» 258
Культурная традиция 262
Создание культуры 265
Важнейшие понятия и термины
267
Рекомендуемая литература 270
Глава 11. Ценностно-нормативная система 271
Нормы и ценности 272
Сила регулирования 273
Двойная относительность
276
Комплексы правил: процедуры, институты, роли
279
Ценностно-нормативные подсистемы: обычай, мораль и право 283
ЦПерлиоссптонсоосбтлье ин икео кн фнлоирмктанмо: сктоьн фцеонрнмоисзтмн ои- ндоевримаацтивян ой системы 29849
Важнейшие понятия и термины 299
Рекомендуемая литература 302
Глава 12. Общественное сознание 303
Язык - инструмент идеи 303
От индивидуального сознания к общественному 307
Разновидности общественного сознания 311
Патологии общественного сознания 315
Важнейшие понятия и термины 322
Рекомендуемая литература 323
Глава 13. Культура доверия 324
Теории и теоретики доверия 324
Доверие и недоверие: «ставки» на будущее 325
Обоснованность доверия или недоверия 329
Структурные источники культуры доверия 334
Субъективные факторы культуры доверия 336
Функции и дисфункции доверия и недоверия 338
Предпосылки для практики 341
Важнейшие понятия и термины 342
Рекомендуемая литература 343
Часть IV
РАССЛОЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Глава 14. Социальное неравенство 347
Неравенство людей и социальное неравенство 347
Источники социального неравенства 348
Социальная стратификация 353
Социальные слои 355
Социальная мобильность 356
Социальные классы 362
Другие виды дихотомического неравенства 365
Важнейшие понятия и термины 369
Рекомендуемая литература 372
Глава 15. Функции и генезис неравенства 373
Идеологии неравенства 373
Теории неравенства 375
Важнейшие понятия и термины 385
Рекомендуемая литература 385
Глава 16. Власть и авторитет 386
Власть как разновидность неравенства 386
Разновидности власти 388
Формы легитимизации власти 394
Лидерство 399
Важнейшие понятия и термины 402
Рекомендуемая литература 404
Часть V
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВА
Глава 17. Социализация и социальный контроль 407
Изменчивость общества 407
Генезис человеческого образа жизни 408
Социализация: врастание в общество 411
Три перспективы интернализации культуры 412
Разновидности социализации 418
функции социализации 422
Слабые звенья социализации 425
Границы социального контроля 429
Практические выводы 433
Важнейшие понятия и термины 434
Рекомендуемая литература 435
Глава 18. Процесс институционализации 436
Структурная детерминация и морфогенез 436
Институционализация как разновидность морфогенеза 438
Инновации и инноваторы 439
Появление и распространение инноваций 444
Отход от правил и эрозия правил 448
Важнейшие понятия и термины 451
Рекомендуемая литература 452
Часть VI
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Глава 19. Социальные изменения, развитие и прогресс 455
Социальные изменения 455
Социальные процессы 456
Социальное развитие 458
Социальный прогресс 459
Судьбы идеи прогресса 462
Изменение восприятия прогресса: роль субъекта 465
Важнейшие понятия и термины 470
Рекомендуемая литература 471
Глава 20. Травма социальных изменений 472
От дискурса прогресса до дискурса травмы 472
Травматические социальные изменения 474
Три уровня культурной травмы 477
Генеалогия культурной травмы 478
Факторы-посредники 482
Симптомы травмы 484
Способы справиться с травмой 485
Преодоление травмы 488
Важнейшие понятия и термины 491
Рекомендуемая литература 492
Глава21. Время в обществе 493
Время как мера социальной жизни 494
Время как аспект социальных изменений 497
Количественное и качественное время 498
Время в общественном сознании и культуре 501
Социокультурное управление временем 504
Социальные функции времени 507
Важнейшие понятия и термины 510
Рекомендуемая литература 512
Глава 22. Классические представления об историческом развитии 513
Классический эволюционизм в социологии 514
Различные теории эволюции 518
Неоэволюционизм в этнологии и социологии 522
Неодарвинизм и социобиология 525
Теории модернизации 527
Теория постиндустриального общества 529
Теория цикличности в историософии 532
Социологические теории циклов 533
Третья перспектива - марксизм 537
Марксизм после Маркса 541
Важнейшие понятия и термины 544
Рекомендуемая литература 545
Глава 23. Становление общества 546
Историческая социология 546
Теории деятельности 549
Средний уровень социальной реальности 550
Идея деятельности субъектов в истории мысли 552
История как реализация и олицетворение деятельности субъектов 556
Важнейшие понятия и термины 557
Рекомендуемая литература 558
Глава 24. Социальная революция 559
Революции как знамение новейшей эпохи 559
Понятие революции 561
Ход революции 563
Модели революций 565
Теории революций 567
Что мы не знаем о революциях 571
Важнейшие понятия и термины 572
Рекомендуемая литература 574
Часть VII
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
Глава 25. Современность и постсовременность 577
Понятие современности: исторический и аналитический аспекты 578
Полярные модели 580
Современная индивидуальность 585
Критика современности 588
Что- после современности? 591
Поздняя современность 596
Важнейшие понятия и термины 599
Рекомендуемая литература 601
Глава 26. Глобализация 602
От изоляции к глобализации 602
Предвестники теории глобализации 607
Глобализация культуры 611
Теории культурной глобализации 614
Четыре картины глобализации 617
Важнейшие понятия и термины 619
Рекомендуемые книги 620
Тесты на понимание и усвоение социологических понятий 621
Ключ к правильным ответам 648
Сто книг с моей полки 650
Именной указатель . 653
Предназначение социологии
Социология как наука, казалось бы, не нуждается в обосновании
своей миссии. Это укоренившаяся в системе наук социальная
дисциплина, занимающая устойчивое положение в структуре современных
обществ. Она насчитывает не менее ста пятидесяти лет
в своем формальном развитии, не считая многих веков предшествующего
вызревания социологического дискурса в недрах других
наук. И, тем не менее, вопрос о том, все ли очевидно с социологией
в этом мире, весьма актуален.
Первые годы XXI в. со всей остротой показывают, что научный,
рационалистический и объективный анализ общества еще пока еще
не снискал всеобщего применения. Мир по-прежнему не только наполнен,
но и переполнен различного рода мифами, противостоящими
науке. И это мифы активно воздействуют на сознание огромных
масс людей и на их поступки. Как и прежде, многие общества управляются
вполне волюнтаристически, исходя из сиюминутных и эгоистических
интересов отдельных групп и элит, не способных и не желающих
представить общественные процессы во всей их сложности,
а также в их среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ненаучный
подход к управлению обществом нередко обрамляется в наши
дни социологической терминологией и даже прикладными «исследованиями
», скрывающими не вполне социологический стиль мышления
и действия. В этом смысле в мире присутствуют не только социология
как таковая, но и полусоциология, недосоциология, пара-
социология и просто несоциология, но называющая себя Социологий
с большой буквы и активно настаивающая на этом. Ситуация более
чем запутанная, особенно для тех, кто лишь вступает в мир науки, не
обладая пока еще собственным устоявшимся суждением по поводу
того, что такое социология и кто такие социологи
В этих условиях публикация книги известнейшего польского
ученого и социального мыслителя Петра Штомпки «Социология.
Анализ современного общества»1 - явление знаменательное. Перед
нами учебник, а по большому счету, и настоящая настольная
книга по социологии XXI века. На фоне десятков учебников, заполняющих
полки социологических разделов книжных магазинов,
книга Петра Штомпки, представителя классической традиции, характеризуется
высочайшей научной культурой. Петр Штомпка возвращает
нас к первоистокам и возобновляет изначальный дискурс,
касающийся основ социального знания, но знания, рассматриваемого
сквозь призму современности.
Бесспорно, что социология занимает особое место в контексте
современного обществознания. Сочетая широкий теоретический охват
с максимальной приближенностью к конкретным прикладным
исследованиям, она по праву считается одной из наиболее гуманистически
ориентированных обществоведческих дисциплин. Именно
поэтому в наше время, эпоху трансформации общественного сознания
и социального уклада, не только академический мир, но и
самые широкие круги общества связывают с прогрессом социологии
надежду на создание подлинно научной картины общества, способной
стать основой для выработки прогностических концепций
развития в XXI веке.
Между тем бесспорная актуальность социологической проблематики
нередко порождает своеобразное потребительское и достаточно
упрощенное отношение к социологии. Подчас полагают, что для
получения эффективного результата достаточно лишь прагматично
и крайне неразборчиво использовать известные методики, якобы автоматически
приносящие функциональный результат. Это глубокое
заблуждение ведет к дискредитации социологии как таковой. Не вдаваясь
в детальное обсуждение подобного социально-научного феномена,
отметим лишь, что он чаще всего порождается низким уровнем
социологической культуры, которая, естественно, не может возникнуть
в одночасье вследствие того или иного директивного указа,
а «взращивается» годами путем комплексной научно-просветительской
и исследовательской деятельности, в итоге приводящей к осознанию
всем обществом крайне сложных процессов социального саморазвития
и саморегулирования общественной жизни в ее статических
(структурных) и динамических параметрах.
Социологическая культура подразумевает, помимо всего прочего,
признание бесконечной сложности общества на всех его уровнях
и во всех его проявлениях и, как следствие, невозможность объяснять
и решать социальные проблемы в виде шахматной задачки -
двуходовки или чисто социально-инженерного мероприятия. При
этом носители высокой социологической культуры (отдельные люди
или организации, а равно и целые сообщества) прекрасно понимают,
что ни одно социальное действие не затухает бесследно, но, напротив,
его последствия концентрическими окружностями расходятся
по всем азимутам. Наконец, социологическая культура подразумевает
и определенное дистанцирование гражданского общества и
его структур от структур власти. Социологам нужна свобода научных
суждений и объективность диагноза. В противном случае социальная
наука может превратиться во что угодно, но только не в науку,
связанную с великими традициями классики и современной теорией.
В итоге можно сказать, что помимо чисто научных целей (что
самоочевидно), социология нацелена на повышение социологической
культуры общества, стимулирующей его самопознание и саморегулирование
как системы, и именно этим не в последнюю очередь обусловлена
позитивная тенденция развития социологии, как, впрочем,
и любой иной социальной науки.
При большом разнообразии современных трактовок того, что такое
социология, и часто самопроизвольном присвоении титула «социолог
» Петр Штомпка предлагает в качестве путеводной звезды
выделить концепцию социологического воображения. Эта концепция,
предложенная в свое время Ч.Р. Миллсом2, остается по-прежнему
тем водоразделом, который отделяет социолога от несоциолога
и социологию от несоциологии. В одной из своих принципиальных
статей3 польский ученый выделил пять главных
свойств социологического воображения или социологии как таковой:
(1) рассматривать все явления в обществе как результат
деятельности социальных сил, групп, отдельных индивидов, имеющих
обобщенные интересы (а не только частные сиюминутные
желания); (2) понимать скрытые структурные параметры всех
социальных явлений; (3) вскрывать воздействие традиций и исторического
прошлого на нашу современность; (4) принимать во
внимание динамику, развитие социальной среды; (5) признавать
огромное разнообразие и вариативность общественной жизни.
«Иными словами, социологическое воображение - это вытекающая
из признания разнообразия и множественности социальных установлений
способность связать любое событие в обществе со структурным,
культурным и историческим контекстом, а также с индивидуальными
и коллективными действиями членов общества»4.
См. русский перевод: Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М., 2001.
Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение // Социологический
журнал. 2001. №1. С. 148-149.
4 Там же, с. 149.
В этом как раз и скрываются секрет и тайна социологии - обладание
способностью в любом «тексте» (в любом источнике информации)
найти структурную связь событий, определить их включенность
в историю, притом в историю современную, увидеть за, казалось
бы, разрозненными и спонтанными действиями людей
присутствие скрытой коллективности. Вслед за Миллсом Петр
Штомпка справедливо утверждает, что отсутствие социологического
воображения не может быть возмещено никакими другими
достижениями, скажем, большим объемом полученных эмпирических
данных, аппеляцией к власти и знанием того, «как это было на
самом деле», умением раздавать оценки тем или иным фактам, зная
наперед, «что есть что» и «кто есть кто». Примечательно, что для
аналитика, опирающегося на непреложность социологического воображения,
в исследовании не существует больших и малых тем и
сюжетов. В равной степени настоящая социология позволяет в малом
увидеть присутствие больших тенденций, а макроанализ оперативно
и гармонично редуцировать до микроуровня. В этом смысле
настоящая социология не может грешить высокомерием. На этом
и строится книга Петра Штомпки. Его взгляд охватывает все интересующие
автора явления вне зависимости от их исторической масштабности
или отсутствия таковой.
Наряду со своей ясной рационалистичностью социологическое
воображение обладает и немалым скрытым потенциалом, опирающимся
на интуицию и природную предрасположенность к аналитике.
Изучать социологию могут многие и даже все те, кто
стремится стать полноправным членом гражданского общества.
(В этом смысле социология может быть основой гражданского самосознания
и включенности в институты современного общества,
и книга П. Штомпки как нельзя лучше соответствует этой миссии.)
Однако социология как форма необходимой популярной
культуры, «ликбеза» наших дней не отменяет и того, что профессиональной
социологией могут и должны заниматься только те,
кто не только по образованию, но и своей природной склонности
обладает возможностью взращивать в себе и применять социологическое
воображение.
И в этом нет ничего от принудительной и оскорбляющей достоинство
селекции людей на способных и неспособных к социологической
аналитике. Речь лишь идет о том, что, как и в любой другой
профессии, нормативно достичь высот могут только те, кто имеет в
том числе и особую внутреннюю предрасположенность к данной
профессии. Учебник социологии Петра Штомпки не только и не
столько учит тому, как надо «делать» социологию. Скорее всего он
подсказывает читателям пути наилучшего приближения к социологии
и ее пониманию, а заодно, и не в последнюю очередь, помога-
ет нам протестировать себя на предмет профессиональной пригодности.
Едва ли стоит серьезно думать о своем будущем в социологии,
если учебник оставит вас равнодушным. И дело не в том, что
он эксклюзивно содержит все истины этой науки и претендует на
роль исчерпывающего компендиума социального знания. Этого
быть не может по определению. Современная социология безбрежна.
Но все великие и малые истины социологии, по тем или иным
причинам не обсуждаемые в учебнике П. Штомпки, тем не менее,
так или иначе, сводятся к тем принципам социологического мышления,
социологического воображения и социологической культуры,
которые в этой книге подробнейшим образом обсуждаются и
наглядно демонстрируются самим автором. Короче говоря, на сегодняшний
день можно сказать, что включение в современную социологию
вне предлагаемой книги будет весьма проблематичным
и, по крайней мере, просто нерациональным.
Высочайший уровень книги и ее значимость для развития социологии
и социологического образования непосредственным образом
связаны с личностью Петра Штомпки как ученого. Петр Штомпка
родился в Варшаве (Польша) в 1944 году. Однако начиная со
студенческих лет его творческая жизнь неизменно связана с Краковом
- Ягеллонским университетом, в котором с 1975 года и
поныне он возглавляет отдел теоретической социологии. В этом
смысле профессор Петр Штомпка в полном смысле слова социолог
польский, восточноевропейский. И этой глубинной связью
с польским и восточноевропейским контекстом он всегда гордится,
и эту связь он при любой возможности неизменно подчеркивает.
Между тем в 70-х годах Петр Штомпка как молодой фулбрай-
товской профессор в полной мере знакомится с американской
социологий и до сих пор остается ее исследователем и, если так
можно выразиться, глашатаем. Особую роль в идейном формировании
Петра Штомпки сыграл великий американский социолог
Роберт Мертон, учеником которого П. Штомпка сполна может
себя считать. В течение многих лет П. Штомпка был приглашенным
профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе,
где, не оставляя своих обязанностей в Ягеллонском университете,
преподавал во время летних семестров. Здесь же сформировался
и узкий круг его единомышленников, включающий
всемирно известных социологов Н. Смелзера и Дж. Александе-
ра - их тесное многолетнее сотрудничество в полной мере продолжается
и до сих пор.
10.10.2012, 16:20
Категория: Психология | Добавил: admin
Просмотров: 3702 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравилось? Поделись ссылкой с другом...
HTML
BB-Code
Ссылка

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и скачивать материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
*******
Друзья сайта
Наша кнопка
Если вам захочется установить у себя нашу кнопку, мы будем Вам очень благодарны.

Учебники, рефераты




Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz