Понедельник, 06.05.2024, 05:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Играть

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто on-line? ]
[ Кто нас сегодня посетил ]

Рейтинг@Mail.ru


Каталог файлов

Главная » Файлы » Всё для учёбы » Психология [ Добавить материал ]

Психологические механизмы мотивации человека.

Добавлять комментарии и скачивать материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
02.11.2012, 21:36
ВВЕДЕНИЕ
   Поскольку сложные  явления, к каким  относится мотивация, не могут быть описаны сразу, требуя пе¬ревода сложного комплекса взаимосвязанных данных в некоторую последовательность изложения, при ре¬шении  такой задачи неизбежны как предварительное расчленение этого комплекса, так и выбор  некото¬рого  порядка  в  освещении  выделенных аспектов. В  данной работе будет  обсуждаться прежде  всего онтогенетическое развитие мотивации, причем в на¬правлении от феноменологических данных к обобще¬ниям и теоретическим построениям. Что касается ос¬вещаемых  аспектов мотивации, то главное внимание будет  уделяться вопросу ее психологических меха¬низмов. Выделение  данного  аспекта мотивации не является традиционным   и  требует пояснения, что имеется в виду.    Содержание  того, что в принципе способно моти¬вировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом как в материальной, так  и духовной сферах, в конечном счете осуществляется конкретными людьми, которые к  неисчислимым  видам  деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать дан¬ный, содержательный, аспект мотивации  человека — значит  воспроизводить в мотивационных  терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, ко¬торые  он добровольно или по необходимости прини¬мает на свою долю  в некоторой социальной системе, т. е. изображать частное, что, как известно, само по себе не ведет к выделению существенного.    В  психологическом анализе  более целесообраз¬ным  и продуктивным  представляется другой подход, по мере возможности  отвлекающийся   от содержа¬тельных различий в мотивации   и  сосредоточиваю¬щийся  на том, в какого  рода образованиях  она в принципе обнаруживается  в индивидуальной  психике, какие воздействия обеспечивают ее формирова¬ние и актуализацию,  каковы  закономерности этих процессов и т. п. То, на что направлены подобные вопросы, обобщенно  может быть  названо механиз¬мами мотивации.    Отметим,  что задача  исследования  механизмов актуальна не только для мотивации, являясь одной из главных также и для многих других линий разви¬тия человека, в отношении которых  «необходимо... еще более активно изучать и описывать явления, по¬зволяющие ответить на вопрос, который можно гру¬бо сформулировать так: что в психике из чего воз¬никает, когда и в какой последовательности?» (Вода-лев, 1983. С. 13)\.   В  психологической литературе содержательному аспекту мотивации обычно  противопоставляется ди-намический аспект (Асеев, 1976; Обуховский, 1971), подчеркивающий  прежде всего ее   процессуальные особенности, развитие и взаимодействие побуждений, энергетическую сторону регуляции деятельности. Од¬нако энергия, если она не слепая, должна чем-то рас¬пределяться, процесс, как правило, является след-ствием взаимодействия некоторых структурных  об¬разований, короче, мотивационная динамика  пред¬полагает осуществляющие ее механизмы, которые на¬полняются тем или иным предметным  содержанием, но к нему несводимы. Фрейдовское вытеснение, на¬пример, прежде всего процессуальный феномен, од¬нако вполне правомерно предположение о существо¬вании специального  осуществляющего его  механиз¬ма, не зависящего от того, что именно подвергается вытеснению. Таким образом, выделение наряду с со-держательным  и динамическим  еще одного аспекта мотивации — реализующих   ее внутренних  механиз-
    ' Важность изучения психологических механизмов, обеспе¬чивающих  развитие личности, отмечает Л. И. Анцыферова: «Ис¬следовать динамику  психической жизни личности — значит изу¬чить разные  формы  существования  и осуществления  личности; во времени, раскрыть психологические механизмы этого сущест¬вования. Психологические механизмы  можно   представить себе как  закрепившиеся  в психологической  организации  личности функциональные  способы ее преобразования, в результате кото¬рых  появляются различные   психологические новообразования, повышается  или понижается  уровень организованности личност¬ной системы, меняется режим ее функционирования» (1981. С. 8).
мов—представляется   оправданным   шагом,  повы¬шающим   структурированность этой проблематики и облегчающим  ее описание.    Четкое определение упомянутых  аспектов моти¬вации невозможно, так как речь идет лишь о гносео¬логических абстракциях, не  имеющих   конкретных признаков различения и  неотрывных друг от друга в онтологическом проявлении. Один и тот же феномен может  быть охарактеризован и как  процесс, и как механизм в  зависимости от контекста обсуждения; так, упомянутый процесс  вытеснения имеет, с одной стороны, свой механизм, в основе  которого лежит, допустим, взаимодействие эмоций,  с другой—сам может  рассматриваться  как  механизм устранения противоречий в мотивационной сфере личности. По¬этому тот или иной аспект мотивации выступает на первый  план в зависимости от  характера стоящих перед исследователем задач. Так, если в собственно научном анализе можно  в известной мере отвлекать¬ся от содержательных различий  в мотивации, пола¬гая, что выводы из рассмотренного частного материа¬ла  сохраняют силу -для аналогичных случаев, то в прикладных  исследованиях, когда важно  выявить, что именно мотивирует конкретных  людей  или  их группы, такие различия  могут  стать центральной проблемой. Понятно, что абсолютное противопостав¬ление выделяемых   аспектов мотивации невозможно и что речь может идти лишь о том, которому из них при совместном анализе  отдается преимущественное внимание.    Исследование, уделяющее главное внимание пси¬хологическим механизмам мотивации, было проведе¬но нами в отношении  низших  ее уровней, обеспечи¬вающих  удовлетворение биологических потребностей (Вилюнас,  1986). Поскольку настоящая работа яв¬ляется, по существу, продолжением этого исследова¬ния, реализующим  те же методологические установ¬ки и преследующим  аналогичные цели в отношении другого ее уровня — социально обусловленной моти¬вации человека, сформулируем в  тезисах основные его положения и  выводы. Они послужат отправным пунктом нижеследующего  обсуждения мотивации че¬ловека, в частности, вопроса об ее качественном от¬личии от биологической мотивации, проиллюстрируют  специфику подхода и характер получаемых в нем данных.     1. Постановка вопроса о психологических меха¬низмах  мотивации возможна   только  при  условии принципиального отказа от параллелистической трак-товки психического, которая под влиянием традиций позитивизма и, в частности, физиологических  кон¬цепций  продолжает сохранять прочные позиции в со¬временной психологии, причем не обязательно в явно декларируемом  виде. Несмотря  на отсутствие кон¬кретных  представлений об  онтологической природе психического, сам факт его возникновения в биоло-гической эволюции и те функции, которые оно выпол¬няет в приспособлении живых  существ к изменчивой среде, свидетельствуют о том, что оно представляет собой качественно  новый  уровень  взаимодействия регулятивных  процессов, обеспечивающий  выработ¬ку в конкретной ситуации индивидуально-гибких, т. е. генетически целиком  незапрограммированных  реак¬ций; это  функциональное  назначение  психическое осуществляет на основе целостного отражения ситуа¬ции и потенциально возможных  в ней действий.    2. При данном  понимании  психического  термин мотивация  служит родовым  понятием для  обозначе¬ния всей совокупности факторов, механизмов и про-цессов, обеспечивающих  возникновение  на  уровне психического отражения побуждений  к жизненно не¬обходимым  целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. На  основе  психиче¬ского отражения регулируется не весь процесс удов¬летворения биологических потребностей, а только те его звенья, которые предполагают активность в из¬менчивой  среде и  требуют ситуативной выработки реакций.    3. Взаимосзязанность как эволюционного  разви¬тия, так и функционального обнаружения механизмов мотивации  исключает отчетливое различение в слож¬ной внутренне  соподчиненной их системе отдельных структурных единиц, таких  как «потребность», «мо¬тив»  и т. п. При наполнении такого рода теоретиче¬ских  категорий конкретным содержанием неизбежен, по  крайней мере  на современном уровне  знаний о механизмах мотивации, элемент произвольности.    4. В процессе актуализации потребностей п  по¬рождении  ими конкретных мотивационных  побужде¬ний можно  выделить две основные  фазы. Если по¬требность актуализируется при отсутствии в окруже¬нии соответствующего ей предмета, формируется спе¬цифическое  состояние мотивационной установки, оз¬начающее  потенциальную готовность к активной ре¬акции в случае его появления. (При этом некоторые потребности субъективно отражаются в виде диффуз¬ного переживания неудовлетворенности, побуждаю-щего  поисковую активность.) Когда такой предмет появляется, к нему возникает эмоциональное отноше¬ние, которое, собственно, открывает субъекту по-требностную  значимость предмета  (в виде положи¬тельной или  отрицательной оценки) и   побуждает направить на него активность (в виде желания, вле¬чения и т. п., см. Вилюнас, 1976). Принципиальное отношение  между мотивацией  и эмоциями  передает обобщенное определение эмоций  как  субъективной формы  существования проявления) мотивации.    5. В эволюционном  развитии сложились  две ос¬новные  формы  биологической мотивации. Филогене¬тически первичной  форме инстинктивной  мотивации свойственна фиксированность в наследственности как стимулов, побуждающих   субъекта  действовать, так и  принципиального  характера этих  действий; при этом  самим субъектом осуществляется приспособле¬ние инстинктивных действий к конкретным условиям наличной  ситуации. Более совершенная форма онто¬генетически развивающейся мотивации   предполага¬ет, наоборот, прижизненное выявление мотивацион-но  значимых воздействий и способов ответа на них индивида.    6. Инстинктивно  мотивируемое  поведение отли-чается генетической раздробленностью на  автоном¬ные  сравнительно мелкие звенья, побуждаемые  от¬дельными  ключевыми  раздражителями и  лишь в по-следовательном  (иногда — строго последовательном) выполнении   приводящие к необходимому  приспосо-бительному результату. Из-за этой особенности важ¬ную   роль в обеспечении инстинктивного поведения играют  специфические механизмы,  отвечающие   за связь и  смену отдельных его звеньев. В самом об¬ щем  виде такие механизмы   мотивационной  пере¬ стройки обнаруживаются как  способность некоторых
воздействий  изменить  мотивационное отношение к  другим воздействиям  (в виде возникновения к ним  эмоционального переживания или  формирования мо- тивационной установки). Характер  мотивационных  перестроек определяет, в   частности, содержание  звеньев инстинкта, способ их смены и тип инстинк¬ тивного поведения в целом. Это универсальный ме¬ ханизм, проявляющийся и в более совершенных фор¬ мах мотивации.     7. Онтогенетическое развитие мотивации в наи¬более простом случае обеспечивается переключени¬ем эмоционального  отношения к  ключевым  (безус¬ловным) воздействиям на сопутствующие им в опыте  индивида стимулы  (механизм  импринтинга). В бо¬лее сложном  случае мотивационного   обусловлива¬ния, составляющего  основу  выработки  условных  рефлексов и являющегося  главным механизмом  он¬тогенетического развития мотивации, имеет место  ситуативное развитие эмоционального отношения  к  безусловным воздействиям и избирательное закреп¬ ление эмоционального значения за важными для ак¬тивности условиями и сигналами.  Благодаря  про¬цессам обусловливания круг изначально  (безуслов¬но) мотивационно значимых воздействий в онтогене¬зе постепенно обрастает целой системой сигналов,  приобретающих условное (производное  от безуслов¬ного, но не совпадающее с ним) мотивационное зна¬чение.    8. В реальном  поведении обе формы  мотивации  обычно проявляются вместе и взаимодополняют друг  друга. Характерным является случай сохранения  в  мотивации поведения общей схемы инстинкта, совер¬шенствованной элементами приобретенной  мотива¬ции в пределах отдельных его звеньев, а также слу¬чай, когда приобретенная мотивация подготавливает возможность совершения некоторого инстинктивного акта. Наблюдающееся    в филогенезе   увеличение удельного значения приобретенной мотивации озна¬чает не отмену, а дальнейшее развитие изначальных  инстинктивных побуждений, совершенствование спо¬соба их осуществления. В акте формирования новых  мотивационных отношений инстинктивная (унаследо¬ванная) мотивация присутствует в качестве подкреп-ляющего  (безусловного) фактора, что означает осу¬ществление ею контроля за общим направлением он¬тогенетического развития мотивации и в  конечном счете за определяемым этим развитием поведением. Аффект  означает возвращение к инстинктивной фор¬ме мотивации  в случае, если такое более совершен¬ное поведение не обеспечивает необходимого резуль¬тата.    9. Возникновение субъективного побуждения   к цели обычно означает начало сложного процесса си¬туативного развития мотивации, в результате кото¬рого оценивается возможность и определяется способ достижения  необходимого результата. Этот мотива-ционный  процесс сопряжен с обследованием условий предстоящей деятельности и обеспечивается, в част¬ности, взаимодействием возникающих  при  этом си¬туативных  эмоций, направленных на  значимые об-стоятельства активности и формирующих   промежу¬точные цели.    Из этих положений, характеризующих  биологиче¬скую  мотивацию, пожалуй лишь вывод о формах ак¬туализации потребностей, т. е. о том, что мотивация на уровне  субъективного отражения презентируется установками и эмоциональными   отношениями,  мо¬жет  быть без специального обсуждения заимствован для  характеристики мотивационной сферы человека на правах  универсальной особенности психического. По существу, он происходит из феноменологии пере¬живаний  человека и, наоборот, заимствован оттуда для характеристики мотивационной сферы животных (см. "Вилюнас, 1986. С. 91—92).    Что касается других, более специфических харак¬теристик биологической мотивации, то вопрос об их отношении  к мотивации человека требует исследова¬ния. Ясно, что они должны  быть свойственны чело¬веку в той мере, в какой он продолжает оставаться биологическим существом  и поэтому, например, ис¬пытывает  все усиливающиеся  неприятные  пережи¬вания при  перегрузке некоторой группы мышц, по¬буждающие   к тому, чтобы дать им покой, начинает при  этом учащенно дышать  и испытывает тоже не¬приятное чувство удушья, если в кровь не поступает необходимое количество кислорода и т. п. Но извест¬но и другое: что такого рода биологические побуж¬дения не  играют ведущей роли  в жизни  человека,
 обычно подчиняясь более высокому уровню социаль¬но обусловленной мотивации. Так,  значительная часть жизни спортсмена может  быть посвящена до¬стижению  именно того, чтобы упомянутые  пережи¬вания утомления и  удушья возникали  как  можно позже, г. возникнув, не препятствовали бы действо-вать вопреки следующим  из них побуждениям.  Об¬суждение  взаимоотношения  обоих уровней мотива¬ции невозможно  без постановки вопроса о том, что представляет собой специфически человеческая мо¬тивация, что она унаследовала от мотивации биоло¬гической и чем от нее отличается.
02.11.2012, 21:36
Категория: Психология | Добавил: admin
Просмотров: 591 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравилось? Поделись ссылкой с другом...
HTML
BB-Code
Ссылка

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и скачивать материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
*******
Друзья сайта
Наша кнопка
Если вам захочется установить у себя нашу кнопку, мы будем Вам очень благодарны.

Учебники, рефераты




Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz