|
Каталог файлов
Психологические механизмы мотивации человека.
Добавлять комментарии и скачивать материалы могут только зарегистрированные пользователи.[ Регистрация | Вход ]
| 02.11.2012, 21:36 |
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку сложные явления, к каким относится мотивация, не могут быть описаны сразу, требуя пе¬ревода сложного комплекса взаимосвязанных данных в некоторую последовательность изложения, при ре¬шении такой задачи неизбежны как предварительное расчленение этого комплекса, так и выбор некото¬рого порядка в освещении выделенных аспектов. В данной работе будет обсуждаться прежде всего онтогенетическое развитие мотивации, причем в на¬правлении от феноменологических данных к обобще¬ниям и теоретическим построениям. Что касается ос¬вещаемых аспектов мотивации, то главное внимание будет уделяться вопросу ее психологических меха¬низмов. Выделение данного аспекта мотивации не является традиционным и требует пояснения, что имеется в виду. Содержание того, что в принципе способно моти¬вировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете осуществляется конкретными людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать дан¬ный, содержательный, аспект мотивации человека — значит воспроизводить в мотивационных терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, ко¬торые он добровольно или по необходимости прини¬мает на свою долю в некоторой социальной системе, т. е. изображать частное, что, как известно, само по себе не ведет к выделению существенного. В психологическом анализе более целесообраз¬ным и продуктивным представляется другой подход, по мере возможности отвлекающийся от содержа¬тельных различий в мотивации и сосредоточиваю¬щийся на том, в какого рода образованиях она в принципе обнаруживается в индивидуальной психике, какие воздействия обеспечивают ее формирова¬ние и актуализацию, каковы закономерности этих процессов и т. п. То, на что направлены подобные вопросы, обобщенно может быть названо механиз¬мами мотивации. Отметим, что задача исследования механизмов актуальна не только для мотивации, являясь одной из главных также и для многих других линий разви¬тия человека, в отношении которых «необходимо... еще более активно изучать и описывать явления, по¬зволяющие ответить на вопрос, который можно гру¬бо сформулировать так: что в психике из чего воз¬никает, когда и в какой последовательности?» (Вода-лев, 1983. С. 13)\. В психологической литературе содержательному аспекту мотивации обычно противопоставляется ди-намический аспект (Асеев, 1976; Обуховский, 1971), подчеркивающий прежде всего ее процессуальные особенности, развитие и взаимодействие побуждений, энергетическую сторону регуляции деятельности. Од¬нако энергия, если она не слепая, должна чем-то рас¬пределяться, процесс, как правило, является след-ствием взаимодействия некоторых структурных об¬разований, короче, мотивационная динамика пред¬полагает осуществляющие ее механизмы, которые на¬полняются тем или иным предметным содержанием, но к нему несводимы. Фрейдовское вытеснение, на¬пример, прежде всего процессуальный феномен, од¬нако вполне правомерно предположение о существо¬вании специального осуществляющего его механиз¬ма, не зависящего от того, что именно подвергается вытеснению. Таким образом, выделение наряду с со-держательным и динамическим еще одного аспекта мотивации — реализующих ее внутренних механиз- ' Важность изучения психологических механизмов, обеспе¬чивающих развитие личности, отмечает Л. И. Анцыферова: «Ис¬следовать динамику психической жизни личности — значит изу¬чить разные формы существования и осуществления личности; во времени, раскрыть психологические механизмы этого сущест¬вования. Психологические механизмы можно представить себе как закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, в результате кото¬рых появляются различные психологические новообразования, повышается или понижается уровень организованности личност¬ной системы, меняется режим ее функционирования» (1981. С. 8). мов—представляется оправданным шагом, повы¬шающим структурированность этой проблематики и облегчающим ее описание. Четкое определение упомянутых аспектов моти¬вации невозможно, так как речь идет лишь о гносео¬логических абстракциях, не имеющих конкретных признаков различения и неотрывных друг от друга в онтологическом проявлении. Один и тот же феномен может быть охарактеризован и как процесс, и как механизм в зависимости от контекста обсуждения; так, упомянутый процесс вытеснения имеет, с одной стороны, свой механизм, в основе которого лежит, допустим, взаимодействие эмоций, с другой—сам может рассматриваться как механизм устранения противоречий в мотивационной сфере личности. По¬этому тот или иной аспект мотивации выступает на первый план в зависимости от характера стоящих перед исследователем задач. Так, если в собственно научном анализе можно в известной мере отвлекать¬ся от содержательных различий в мотивации, пола¬гая, что выводы из рассмотренного частного материа¬ла сохраняют силу -для аналогичных случаев, то в прикладных исследованиях, когда важно выявить, что именно мотивирует конкретных людей или их группы, такие различия могут стать центральной проблемой. Понятно, что абсолютное противопостав¬ление выделяемых аспектов мотивации невозможно и что речь может идти лишь о том, которому из них при совместном анализе отдается преимущественное внимание. Исследование, уделяющее главное внимание пси¬хологическим механизмам мотивации, было проведе¬но нами в отношении низших ее уровней, обеспечи¬вающих удовлетворение биологических потребностей (Вилюнас, 1986). Поскольку настоящая работа яв¬ляется, по существу, продолжением этого исследова¬ния, реализующим те же методологические установ¬ки и преследующим аналогичные цели в отношении другого ее уровня — социально обусловленной моти¬вации человека, сформулируем в тезисах основные его положения и выводы. Они послужат отправным пунктом нижеследующего обсуждения мотивации че¬ловека, в частности, вопроса об ее качественном от¬личии от биологической мотивации, проиллюстрируют специфику подхода и характер получаемых в нем данных. 1. Постановка вопроса о психологических меха¬низмах мотивации возможна только при условии принципиального отказа от параллелистической трак-товки психического, которая под влиянием традиций позитивизма и, в частности, физиологических кон¬цепций продолжает сохранять прочные позиции в со¬временной психологии, причем не обязательно в явно декларируемом виде. Несмотря на отсутствие кон¬кретных представлений об онтологической природе психического, сам факт его возникновения в биоло-гической эволюции и те функции, которые оно выпол¬няет в приспособлении живых существ к изменчивой среде, свидетельствуют о том, что оно представляет собой качественно новый уровень взаимодействия регулятивных процессов, обеспечивающий выработ¬ку в конкретной ситуации индивидуально-гибких, т. е. генетически целиком незапрограммированных реак¬ций; это функциональное назначение психическое осуществляет на основе целостного отражения ситуа¬ции и потенциально возможных в ней действий. 2. При данном понимании психического термин мотивация служит родовым понятием для обозначе¬ния всей совокупности факторов, механизмов и про-цессов, обеспечивающих возникновение на уровне психического отражения побуждений к жизненно не¬обходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. На основе психиче¬ского отражения регулируется не весь процесс удов¬летворения биологических потребностей, а только те его звенья, которые предполагают активность в из¬менчивой среде и требуют ситуативной выработки реакций. 3. Взаимосзязанность как эволюционного разви¬тия, так и функционального обнаружения механизмов мотивации исключает отчетливое различение в слож¬ной внутренне соподчиненной их системе отдельных структурных единиц, таких как «потребность», «мо¬тив» и т. п. При наполнении такого рода теоретиче¬ских категорий конкретным содержанием неизбежен, по крайней мере на современном уровне знаний о механизмах мотивации, элемент произвольности. 4. В процессе актуализации потребностей п по¬рождении ими конкретных мотивационных побужде¬ний можно выделить две основные фазы. Если по¬требность актуализируется при отсутствии в окруже¬нии соответствующего ей предмета, формируется спе¬цифическое состояние мотивационной установки, оз¬начающее потенциальную готовность к активной ре¬акции в случае его появления. (При этом некоторые потребности субъективно отражаются в виде диффуз¬ного переживания неудовлетворенности, побуждаю-щего поисковую активность.) Когда такой предмет появляется, к нему возникает эмоциональное отноше¬ние, которое, собственно, открывает субъекту по-требностную значимость предмета (в виде положи¬тельной или отрицательной оценки) и побуждает направить на него активность (в виде желания, вле¬чения и т. п., см. Вилюнас, 1976). Принципиальное отношение между мотивацией и эмоциями передает обобщенное определение эмоций как субъективной формы существования проявления) мотивации. 5. В эволюционном развитии сложились две ос¬новные формы биологической мотивации. Филогене¬тически первичной форме инстинктивной мотивации свойственна фиксированность в наследственности как стимулов, побуждающих субъекта действовать, так и принципиального характера этих действий; при этом самим субъектом осуществляется приспособле¬ние инстинктивных действий к конкретным условиям наличной ситуации. Более совершенная форма онто¬генетически развивающейся мотивации предполага¬ет, наоборот, прижизненное выявление мотивацион-но значимых воздействий и способов ответа на них индивида. 6. Инстинктивно мотивируемое поведение отли-чается генетической раздробленностью на автоном¬ные сравнительно мелкие звенья, побуждаемые от¬дельными ключевыми раздражителями и лишь в по-следовательном (иногда — строго последовательном) выполнении приводящие к необходимому приспосо-бительному результату. Из-за этой особенности важ¬ную роль в обеспечении инстинктивного поведения играют специфические механизмы, отвечающие за связь и смену отдельных его звеньев. В самом об¬ щем виде такие механизмы мотивационной пере¬ стройки обнаруживаются как способность некоторых воздействий изменить мотивационное отношение к другим воздействиям (в виде возникновения к ним эмоционального переживания или формирования мо- тивационной установки). Характер мотивационных перестроек определяет, в частности, содержание звеньев инстинкта, способ их смены и тип инстинк¬ тивного поведения в целом. Это универсальный ме¬ ханизм, проявляющийся и в более совершенных фор¬ мах мотивации. 7. Онтогенетическое развитие мотивации в наи¬более простом случае обеспечивается переключени¬ем эмоционального отношения к ключевым (безус¬ловным) воздействиям на сопутствующие им в опыте индивида стимулы (механизм импринтинга). В бо¬лее сложном случае мотивационного обусловлива¬ния, составляющего основу выработки условных рефлексов и являющегося главным механизмом он¬тогенетического развития мотивации, имеет место ситуативное развитие эмоционального отношения к безусловным воздействиям и избирательное закреп¬ ление эмоционального значения за важными для ак¬тивности условиями и сигналами. Благодаря про¬цессам обусловливания круг изначально (безуслов¬но) мотивационно значимых воздействий в онтогене¬зе постепенно обрастает целой системой сигналов, приобретающих условное (производное от безуслов¬ного, но не совпадающее с ним) мотивационное зна¬чение. 8. В реальном поведении обе формы мотивации обычно проявляются вместе и взаимодополняют друг друга. Характерным является случай сохранения в мотивации поведения общей схемы инстинкта, совер¬шенствованной элементами приобретенной мотива¬ции в пределах отдельных его звеньев, а также слу¬чай, когда приобретенная мотивация подготавливает возможность совершения некоторого инстинктивного акта. Наблюдающееся в филогенезе увеличение удельного значения приобретенной мотивации озна¬чает не отмену, а дальнейшее развитие изначальных инстинктивных побуждений, совершенствование спо¬соба их осуществления. В акте формирования новых мотивационных отношений инстинктивная (унаследо¬ванная) мотивация присутствует в качестве подкреп-ляющего (безусловного) фактора, что означает осу¬ществление ею контроля за общим направлением он¬тогенетического развития мотивации и в конечном счете за определяемым этим развитием поведением. Аффект означает возвращение к инстинктивной фор¬ме мотивации в случае, если такое более совершен¬ное поведение не обеспечивает необходимого резуль¬тата. 9. Возникновение субъективного побуждения к цели обычно означает начало сложного процесса си¬туативного развития мотивации, в результате кото¬рого оценивается возможность и определяется способ достижения необходимого результата. Этот мотива-ционный процесс сопряжен с обследованием условий предстоящей деятельности и обеспечивается, в част¬ности, взаимодействием возникающих при этом си¬туативных эмоций, направленных на значимые об-стоятельства активности и формирующих промежу¬точные цели. Из этих положений, характеризующих биологиче¬скую мотивацию, пожалуй лишь вывод о формах ак¬туализации потребностей, т. е. о том, что мотивация на уровне субъективного отражения презентируется установками и эмоциональными отношениями, мо¬жет быть без специального обсуждения заимствован для характеристики мотивационной сферы человека на правах универсальной особенности психического. По существу, он происходит из феноменологии пере¬живаний человека и, наоборот, заимствован оттуда для характеристики мотивационной сферы животных (см. "Вилюнас, 1986. С. 91—92). Что касается других, более специфических харак¬теристик биологической мотивации, то вопрос об их отношении к мотивации человека требует исследова¬ния. Ясно, что они должны быть свойственны чело¬веку в той мере, в какой он продолжает оставаться биологическим существом и поэтому, например, ис¬пытывает все усиливающиеся неприятные пережи¬вания при перегрузке некоторой группы мышц, по¬буждающие к тому, чтобы дать им покой, начинает при этом учащенно дышать и испытывает тоже не¬приятное чувство удушья, если в кровь не поступает необходимое количество кислорода и т. п. Но извест¬но и другое: что такого рода биологические побуж¬дения не играют ведущей роли в жизни человека, обычно подчиняясь более высокому уровню социаль¬но обусловленной мотивации. Так, значительная часть жизни спортсмена может быть посвящена до¬стижению именно того, чтобы упомянутые пережи¬вания утомления и удушья возникали как можно позже, г. возникнув, не препятствовали бы действо-вать вопреки следующим из них побуждениям. Об¬суждение взаимоотношения обоих уровней мотива¬ции невозможно без постановки вопроса о том, что представляет собой специфически человеческая мо¬тивация, что она унаследовала от мотивации биоло¬гической и чем от нее отличается.
|
| 02.11.2012, 21:36 |
Категория: Психология | Добавил: admin
|
Просмотров: 591 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравилось? Поделись ссылкой с другом...
|
Добавлять комментарии и скачивать материалы могут только зарегистрированные пользователи.[ Регистрация | Вход ]
|
Наша кнопка
Если вам захочется установить у себя нашу кнопку, мы будем Вам очень благодарны.
|