План
Введение
1.
Психоанализ Зигмунда Фрейда
1.1. Зигмунд Фрейд: краткая
биографическая справка
1.2. Структура психики в психоанализе
2. Сознательное и бессознательное
2.1. Философские и естественнонаучные предпосылки
психоанализа
2.2. Логика бессознательного
конфликта
3. Обоснование культуры как
сублимации эроса
3.1. Психоаналитические концепции
культуры
3.2. Философия истории и культуры
3.3. Психоанализ и художественное
творчество
Заключение
Литература
Введение
В истории
духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое
вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского
врача-психиатра и психолога З. Фрейда. Создателя этого учения часто сравнивают
с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Магелланом, Ньютоном, Гете, Дарвином,
Марксом, Эйнштейном. Его называют "ученым и провидцем",
"Сократом нашего времени", "одним из великих основоположников
современной социальной науки", "гением в действии", сделавшим
решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека. Но и в то же
время, Фрейда называют фанатиком, шарлатаном, антииллюзионистом,
"трагическим Вотаном сумерков буржуазной психологии", а разработанную
им психоаналитическую теорию сопоставляют с хиромантией. Возникнув, как теория
и метод лечения неврозов, психоаналитическое учение Фрейда превратилось со
временем в исключительно влиятельную философско-антропологическую концепцию,
претендующую на роль всеобщего мировоззрения.
1. Психоанализ Зигмунда Фрейда
1.1. Зигмунд Фрейд: краткая биографическая справка
В ХХ веке возрастает
интерес к тем мыслителям, которые сумели приоткрыли завесу над темными
глубинами человеческого бытия. Таким мыслителем и был Зигмунд Фрейд. Он родился в 1856 г. в Австрии. Еще в школьные годы Фрейд
познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение
стать ученым-натуралистом. Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно изучает
языки, планомерно готовит себя к научной карьере. Но Фрейд был еврей. А в
буржуазной Австрии тех лет еврей мог выбрать только одну из трех профессий. Он
мог быть либо юристом, либо коммерсантом, либо врачом. И хотя медицина
совершенно не привлекала Фрейда, он был вынужден в 1873 г. поступить на
медицинский факультет Венского университета. Позже Фрейд работал в
психиатрической клинике Теодора Майнерта. В возрасте 29 лет он прошел по
конкурсу на место приват-доцента по неврологии Венского университета. В
возрасте 36 лет он становится профессором Венского университета. До самой своей
смерти Фрейд занимался активной научной деятельность, опубликовав за это время
много научных статей и монографий.
1.2. Структура психики в психоанализе
До Фрейда
психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального,
физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания.
Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских
рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой
физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида.
Неврологические
учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание на патологических
отклонениях от традиционно признанных норм разума, обнажили необходимость исследования
внутрипсихических характеристик личности и под углом зрения их болезненных
нарушений.
Это
предполагало постижение скрытых мотивов поведения человека, а также более
глубинное изучение структуры личности, так как исследователь постоянно сталкивался
с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью
сознательного и рационального в человеке.
И Фрейд как
психопатолог, изучая характер и причины возникновения неврозов, оказался перед
необходимостью исследования природы психического, в том числе тех структур
психики, которые не вписывались в собственно "сознательное" в
человеке. Таким образом, сами задачи и объект исследования привели его к
допущению таких психических актов, которые наряду с сознательными составляют специфическое
содержание психики.
В делении
психики на сознательное и бессознательное Фрейд не был первооткрывателем. Он
подчеркивал, что понятие бессознательного содержится в высказываниях поэтов,
философов, которые понимали всю важность этого феномена для раскрытия внутренней
жизни человека. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех
трактовок его, которые имели место в различных философских системах. Для
Фрейда, бессознательное было вопросом факта, сферой человеческого духа и
неотъемлемой частью человеческой деятельности. Его в первую очередь интересует
конкретное содержание бессознательного.
Пытаясь
постичь существо протекания бессознательных процессов, он подвергает
бессознательное аналитическому расчленению. Фрейд выделяет:
1. Скрытое, латентное
бессознательное: сознательное представление о чем-либо, которое в последующее
время может перестать быть таковым, но при определенных условиях способно снова
стать сознательным.
2. Вытесненное бессознательное: представления,
которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то
сила, и устранение этой противодействующей силы возможно лишь на основе
специальной психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие
представления доводятся до сознания.
Первый вид
бессознательного Фрейд называет предсознательным, отличая его от вытесненного
бессознательного или собственно бессознательного психического, с которым в
основном и имеет дело психоанализ.
Исследуя
сферу бессознательного, Фрейд, подобно многим мыслителям прошлого, поднимает
вопрос о том, каким образом человек может судить о своих бессознательных
представлениях. Если последние не являются предметом сознания, не осознаются
человеком, то можно ли вообще говорить о наличии в психике бессознательных
представлений. Полемизируя с философами, которые давали отрицательный ответ на
этот вопрос и считали, что следовало бы говорить лишь о слабо осознаваемых, но
не бессознательных представлениях, Фрейд решительно кладет в основу своих
теоретических постулатов понятие о бессознательной душевной деятельности.
В отличие от
отвлеченных рассуждений мыслителей прошлого, которые также допускали
существование бессознательного психического, он опирался на конкретный
материал, полученный из клинических наблюдений над людьми, страдающими неврастенией.
Фрейд пришел к выводу, что бессознательное является неизбежной фазой
психической деятельности каждого индивида: любой психический акт начинается как
бессознательный и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться
бессознательным, если на пути к сознанию встречает непреодолимую для себя
преграду. Фрейд, таким образом, не ограничился только констатацией самого факта
существования в психике человека бессознательных представлений, но стремился
вскрыть механизм перехода психических актов из сферы бессознательного в систему
сознания.
Фрейд
понимал, что бессознательное человек может распознать только путем перевода его
в сознание. Но каким образом это возможно и что значит сделать нечто
сознательным? Можно допустить, что внутренние бессознательные акты доходят до
поверхности сознания или, наоборот, сознание проникает в сферу
бессознательного, где "улавливает" и распознает эти акты. Но такие
допущения не дают еще ответа на поставленный вопрос. И здесь Фрейд находит
решение, аналогичное тому, о котором в свое время говорил еще Гегель,
высказывая остроумную мысль, что ответ на вопросы, которые оставляет без ответа
философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены. Не ссылаясь
на Гегеля, Фрейд именно так и поступает. Вопрос: "каким образом что-либо
становится сознательным?"- он облекает в форму вопроса: "каким
образом что-либо становится предсознательным?".
Для Фрейда
предсознательным, а впоследствии и сознательным может стать только то, что
некогда уже было сознательным восприятием, позабытым за давностью времени, но в
той или иной степени сохранившим следы воспоминаний.
В ряде случаев Фрейд пренебрегает своим членением
бессознательного и вполне намеренно. Выделенные им психические системы
собственно бессознательного и предсознательного он объединяет в одну в тех
случаях, когда анализирует взаимоотношения бессознательного и сознания в
структуре психики личности. В общем плане психика человека представляется
Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного,
которые являются существенными характеристиками личности. Но во фрейдовской
структуре личности эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он
считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а
сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным;
своим происхождением сознательное обязано бессознательному и
выкристаллизовывается из него в процессе развития психики. .....................................................................
Весь текст находится в архиве
|