Уважаемые дамы и господа! Мне неизвестно, насколько каждый из вас из
литературы или понаслышке знаком с психоанализом. Однако само название моих
лекций - "Элементарное введение в психоанализ" - предполагает, что вы
ничего не знаете об этом и готовы получить от меня первые сведения. Смею все же
предположить, что вам известно следующее: психоанализ является одним из методов
лечения нервнобольных; и тут я сразу могу привести вам пример, показывающий,
что в этой области кое-что делается по-иному или даже наоборот, чем принято в
медицине. Обычно, когда больного начинают лечить новым для него методом, ему
стараются внушить, что опасность не так велика, и уверить его в успехе лечения.
Я думаю, это совершенно оправданно, так как тем самым мы повышаем шансы на
успех. Когда же мы начинаем лечить невротика методом психоанализа, мы действуем
иначе. Мы говорим ему о трудностях лечения, его продолжительности, усилиях и
жертвах, связанных с ним. Что же касается успеха, то мы говорим, что не можем
его гарантировать, поскольку он зависит от поведения больного, его
понятливости, сговорчивости и выдержки. Естественно, у нас есть веские
основания для такого как будто бы неправильного подхода к больному, в чем вы,
видимо, позднее сможете убедиться сами.
Не сердитесь, если я на первых порах буду обращаться с вами так же, как с
этими нервнобольными. Собственно говоря, я советую вам отказаться от мысли
прийти сюда во второй раз. Для этого сразу же хочу показать вам, какие
несовершенства неизбежно присущи обучению психоанализу и какие трудности
возникают в процессе выработки собственного суждения о нем. Я покажу вам, как
вся направленность вашего предыдущего образования и все привычное ваше мышление
будут неизбежно делать вас противниками психоанализа и сколько нужно будет вам
преодолеть, чтобы совладать с этим инстинктивным сопротивлением. Что вы поймете
в психоанализе из моих лекций, заранее сказать, естественно, трудно, однако
могу твердо обещать, что, прослушав их, вы не научитесь проводить
психоаналитическое исследование и лечение. Если же среди вас найдется кто-то,
кто не удовлетворится беглым знакомством с психоанализом, а захочет прочно
связать себя с ним, я не только не посоветую это сделать, но всячески стану его
предостерегать от этого шага. Обстоятельства таковы, что подобный выбор
профессии исключает для него всякую возможность продвижения в университете.
Если же такой врач займется практикой, то окажется в обществе, не понимающем
его устремлений, относящемся к нему с недоверием и враждебностью и ополчившем
против него все скрытые темные силы. Возможно, кое-какие моменты, сопутствующие
войне, свирепствующей ныне в Европе, дадут вам некоторое представление о том,
что сил этих - легионы.
Правда, всегда найдутся люди, для которых новое в познании имеет свою
привлекательность, несмотря на все связанные с этим неудобства. И если кто-то
из вас из их числа и, несмотря на мои предостережения, придет сюда снова, я
буду рад приветствовать его. Однако вы все вправе знать, какие трудности
связаны с психоанализом.
Во-первых, следует указать на сложность преподавания психоанализа и обучения
ему. На занятиях по медицине вы привыкли к наглядности. Вы видите анатомический
препарат, осадок при химической реакции, сокращение мышцы при раздражении
нервов. Позднее вам показывают больного, симптомы его недуга, последствия
болезненного процесса, а во многих случаях и возбудителей болезни в чистом
виде. Изучая хирургию, вы присутствуете при хирургических вмешательствах для
оказания помощи больному и можете сами провести операцию. В той же психиатрии
осмотр больного дает вам множество фактов, свидетельствующих об изменениях в
мимике, о характере речи и поведении, которые весьма впечатляют. Таким образом,
преподаватель в медицине играет роль гида-экскурсовода, сопровождающего вас по
музею, в то время как вы сами вступаете в непосредственный контакт с объектами
и благодаря собственному восприятию убеждаетесь в существовании новых для нас
явлений.
В психоанализе, к сожалению, все обстоит совсем по-другому. При
аналитическом лечении не происходит ничего, кроме обмена словами между
пациентом и врачом. Пациент говорит, рассказывает о прошлых переживаниях и
нынешних впечатлениях, жалуется, признается в своих желаниях и чувствах. Врач
же слушает, стараясь управлять ходом мыслей больного, кое о чем напоминает ему,
удерживает его внимание в определенном направлении, дает объяснения и наблюдает
за реакциями приятия или неприятия, которые он таким образом вызывает у
больного. Необразованные родственники наших больных, которым импонирует лишь
явное и ощутимое, а больше всего действия, какие можно увидеть разве что в
кинематографе, никогда не упустят случая усомниться: "Как это можно
вылечить болезнь одними разговорами?" Это, конечно, столь же
недальновидно, сколь и непоследовательно. Ведь те же самые люди убеждены, что
больные "только выдумывают" свои симптомы. Когда-то слова были
колдовством, слово и теперь во многом сохранило свою прежнюю чудодейственную
силу. Словами один человек может осчастливить другого или повергнуть его в
отчаяние, словами учитель передает свои знания ученикам, словами оратор
увлекает слушателей и способствует определению их суждений и решений. Слова
вызывают аффекты и являются общепризнанным средством воздействия людей друг на
друга. Не будем же недооценивать использование слова в психотерапии и будем
довольны, если сможем услышать слова, которыми обмениваются аналитик и его
пациент.
Но даже и этого нам не дано. Беседа, в которой и заключается психоаналитическое
лечение, не допускает присутствия посторонних; ее нельзя продемонстрировать.
Можно, конечно, на лекции по психиатрии показать учащимся неврастеника или
истерика. Тот, пожалуй, расскажет о своих жалобах и симптомах, но не больше
того. Сведения, нужные психоаналитику, он может дать лишь при условии особого
расположения к врачу; однако он тут же замолчит, как только заметит хоть одного
свидетеля, индифферентного к нему. Ведь эти сведения имеют отношение к самому
интимному в его душевной жизни, ко всему тому, что он, как лицо социально
самостоятельное, вынужден скрывать от других, а также к тому, в чем он как
цельная личность не хочет признаться даже самому себе.
Таким образом, беседу врача, лечащего методом психоанализа, нельзя услышать
непосредственно. Вы можете только узнать о ней и познакомитесь с психоанализом
в буквальном смысле слова лишь понаслышке. К собственному взгляду на
психоанализ вам придется прийти в необычных условиях, поскольку сведения о нем
вы получаете как бы из вторых рук. Во многом это зависит от того доверия, с
которым вы относитесь к посреднику.
Представьте себе теперь, что вы присутствуете на лекции не по психиатрии, а
по истории, и лектор рассказывает вам о жизни и военных подвигах Александра
Македонского. На каком основании вы верите в достоверность его сообщений?
Сначала кажется, что здесь еще сложнее, чем в психоанализе, ведь профессор
истории не был участником походов Александра так же, как и вы; психоаналитик,
по крайней мере, сообщает вам о том, в чем он сам играл какую-то роль. Но тут
наступает черед тому, что заставляет нас поверить историку. Он может сослаться
на свидетельства древних писателей, которые или сами были современниками
Александра, или по времени жили ближе к этим событиям, т. е. на книги Диодора,
Плутарха, Аппиана и др.; он покажет вам изображения сохранившихся монет и
статуй царя, фотографию помпейской мозаики битвы при Иссе. Однако, строго
говоря, все эти документы доказывают только то, что уже более ранние поколения
верили в существование Александра и в реальность его подвигов, и вот с этого и
могла бы начаться ваша критика. Тогда вы обнаружите, что не все сведения об
Александре достоверны и не все подробности можно проверить, но я не могу
предположить, чтобы вы покинули лекционный зал, сомневаясь в реальности
личности Александра Македонского. Ваша позиция определится главным образом
двумя соображениями: во-первых, вряд ли у лектора есть какие-то мыслимые
мотивы, побудившие выдавать за реальное то, что он сам не считает таковым, и,
во-вторых, все доступные исторические книги рисуют события примерно одинаково.
Если вы затем обратитесь к изучению древних источников, вы обратите внимание на
те же обстоятельства, на возможные побудительные мотивы посредников и на
сходство различных свидетельств. Результаты вашего исследования наверняка
успокоят вас насчет Александра, однако они, вероятно, будут другими, если речь
зайдет о таких личностях, как Моисей или Нимрод.<<Нимрод (или Немврод) по
библейской легенде - основатель Вавилонского царства. - Прим. ред. перевода.>>
О том, какие сомнения могут возникнуть у вас относительно доверия к
лектору-психоаналитику, вы узнаете позже.
|